Законопроекты №6545, 6545-1 с их акцизными марками на пиво – амбициозно, но не серьезно и вредно для государства и бизнеса

ПИВО

Акцизные марки на пивоВряд ли кто-то так сильно заинтересован в уменьшении теневого рынка алкоголя, как производители легальных ликеро-водочных изделий и крепленого вина.

В отсутствие эффективных регуляторных функций государства по контролю рынка производства алкогольных напитков эти виды алкоголя не могут выдержать ценовой конкуренции со стороны их теневых аналогов. Поэтому и борются легальные за повышение минимальных розничных цен, чтобы обеспечить хоть какую-то прибыль на фоне безудержного роста акцизов и цен на спирт.

А вот у производителей пива, сидра и других алкоголесодержащих (без добавления спирта) напитков такой проблемы нет. У них, если и есть теневые конкуренты, то объемы «нелегалов» — на уровне статистической погрешности.

Министерство финансов давно обещало ввести, так называемую «электронную акцизную марку» и тем самым, якобы разрешить проблему.

 

Читайте также: Электронная акцизная марка как утопия быстро побороть теневой рынок алкоголя в Украине

 

Но их опередили народные депутаты. 06 июля 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №6545 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно контроля за оборотом подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий). Автор – народный депутат Украины Кривенко В.В. (НФ). Два других подписанта, тоже представители НФ. Но они, скорее всего, просто «подмахнули» бумагу, так как по представленному пакету документов не значатся в авторах. Не понятен мотив инициаторов, так как они не могли не знать, что над этим же вопросом уже давно работают в Минфине.

И 21.06.2017 года Кабинет министров подал законопроект №6545-1 с близким названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно контроля за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий».

 

Читайте также: Акцизная марка на пиво – чего только не ляпнуть, чтобы рулить ГФС и дальше

 

Законопроекты по регламенту будут рассматриваться в один день и поочередно. Представляется, что инициатива депутатов будет отклонена, так как откровенно говоря, №6545 на много слабее кабминовского документа.

 

Тем не менее, в обоих случаях авторы вернулись к идее введения акцизной марки для пива, сидра и перри (без добавления спирта)

 

Хотя ранее, в выложенном для общественного обсуждения на сайте ГФС законопроекте о введении электронной акцизной марки, эти напитки предлагалось не включать в перечень алкоголя, который традиционно оклеивается марками.

 

О хорошем. Законопроектом №6545-1 предлагается введение БЕСПЛАТНЫХ акцизных марок

 

Проект выписан под бумажный носитель символа уплаты акциза, хотя в пояснительной записке отмечено, что акцизная марка может быть и электронной. Но предприятия от введения бесплатной акцизной марки определенно выиграют. Они не будут вымывать свои средства на авансовую закупку этих символов уплаты акциза.

 

Читайте также: Анатолій Вієвський: «В Україні, як це не прикро, алкогольна політика поки нікого не цікавить» (частина I)

 

О «щипачестве» государства с возможными дополнительными доходами бюджета написано здесь. Судя по тексту документа акцизные марки будут вначале бумажными. Но формат марки для алкогольных напитков придется менять.

Чисто технологически на пиво не реально наносить марку способом, который применяется сейчас. И скорость разлива пива на современных пивзаводах значительно выше, и сам процесс наполнения емкостей осуществляется «мокрым» способом. Чтобы за счет вытекающего при наливе напитка вытеснить кислород. Тем самым обеспечивается больший срок годности пива. Поэтому марка должна быть стикерного типа.

Марки придется унифицировать для всех алкогольных напитков (правда и здесь сложности, т.к. пивовары используют разные по объемам тары для напитка). От 0,33 л. до кегов в 30-50 л. Более того, производителям всех видов алкогольных напитков придется устанавливать оборудование для наклеивания марок. А оно стоит немалых денег. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту, об этом ни строчки. Как не указаны и затраты государства на печать акцизных марок. Это не правильно с точки зрения требований к оформлению законопроекта.

Особые проблемы возникнут у минипивоваров, производителей вина регионального уровня. С одной стороны они и так испытывают затруднения со сложной системой лицензирования производства, а здесь будут поставлены перед необходимостью нести дополнительные затраты на установку устройств по нанесению акцизных марок.

 

Читайте также: А. Вієвський: «До статистичних звітів треба ставитися критично» (частина II)

 

В законопроекте также предусмотрено ведение еще одного отчетного документа – электронной акцизной накладной

 

Государство предполагает создать автоматизированную систему контроля за оборотом подакцизных товаров. А производители, дистрибьюторы и розничные продавцы в свою очередь обязываются составлять электронные акцизные накладные, которые и будут направляться в систему центрального органа по контролю (ГФС).

Акцизные накладные обяжут составлять и мелкую розницу (киоски-продавцы пива и сигарет), реализаторов в селах не только по объемам и УКТ ВЭД (украинская классификация товаров, разработанная для внешнеэкономической деятельности) по купленным, но и по проданным подакцизным товарам.

И здесь опять непонятности. Буквально недавно правительство упразднило отчетность по реализации алкоголя и табака розницей. А в этой инициативе опять предлагает норму, которая усложняет жизнь малому и среднему бизнесу.

В связке с законопроектом №6545-1 Уряд внес и проект закона №6610 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно контроля за распространением алкогольных напитков и табачных изделий».

В части изменений к базовому для производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий закону правки носят чисто технический характер. Они обусловлены новеллами первого законопроекта. А вот в части изменений к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг» предлагается внести дополнение в статью 3 Раздела ІІ «Порядок проведения расчетов». Реализаторов обязывают проводить расчеты при продаже подакцизных продуктов с использованием режима предварительного программирования наименований с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цен товаров (услуг) и учета их количества.

 

Читайте также: Как не должны работать лицензии на алкоголь и пиво

 

Живу под Киевом. Реализацию продуктов питания и подакцизных товаров осуществляют четыре небольших магазинчика. Что такое РРО там не знают. Как быстро дойдет эта новация в наше село – сказать сложно. А если поехать в глубинку? Где и интернета, даже мобильной связи нет? Смысл предлагать инициативы, которые чисто технически реализовать невозможно? Не по государственному это, с точки зрения возможных потерь бюджета против прогнозируемого ухудшения бизнес-климата для малого бизнеса..

А вообще, ознакомившись с законопроектами от Кабмина складывается впечатление, что решать проблему с теневым рынком Регулятор не намерен.

  1. Самый крупный канал поставки спирта для «нелегалов» – государственные предприятия – не перекрыт. И с этого нужно начинать, ведь для контроля не понятного по пресс-релизам Укрспирта, но тем не менее, не большого по количеству работающих спиртзаводов и инвентаризации остальных — много усилий не нужно. Правительство оценивало, что в 2016 году 45% спирта уходило в сегмент незарегистрированного алкоголя.
  2. Предлагаемая КМУ автоматизированная система контроля очень похожа на российскую ЕГАИС. Только через 12 лет она дала первые результаты. Сможем ли мы быть успешнее? Возможно, но более вероятно, что нарушим действующую систему производства и оборота алкогольных напитков.
  3. Очень интересно выписаны сроки введения системы автоматизированного контроля. Через 60 дней после того, как она будет создана. А вот когда ее введут – не ясно. Может в этом и кроется основная причина подачи законопроекта. Проголосовать и показать работу. А вот когда она заработает – не важно. Еще не встречал подобных формулировок сроков введения законов в действие.
  4. Если действительно есть намерения реализовать инициативу, то начинать нужно с производителей: спирта, алкогольных напитков и табачных изделий с параллельным созданием программного продукта в центральном органе контроля для учета данных. Вначале только электронные акцизные накладные. Пиво, другие алкогольные напитки естественного брожения трогать смысла нет вообще.
  5. Отладить систему и подключить дистрибьюторов с последующим перенесением системы на розничные сети. Это займет время. Но одновременно можно определиться с электронной акцизной маркой. Ее разработчиком и механизмом включения в систему контроля.
  6. А про мелких реализаторов нужно на время забыть вообще. В селах почти не покупают водку и потери бюджета будут не большими. Зато и не будет соблазна государственным контролерам портить нервы бизнесу, который и без того находится в состоянии плачевного и неопределенного будущего.

Автор: Игорь Товкач

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков