9

ВЫВОДЫ ГНЭУ ОБ АКЦИЗАХ НА 2017 ГОД (ИНФОГРАФИКА)

Главное научно-экспертное управление (ГНЭУ) высказало ряд замечаний к проекту Закона Украины №5132 от 15.09.2016 «О внесении изменений в налоговый кодекс Украины».  

Как известно, правительство предложило повысить акцизные ставки на пиво и крепкий алкоголь – на 20%, сидр и перри натурального брожения, слабоалкогольные напитки, вина (кроме виноградных натуральных) – на 12%.

В частности, КМУ рекомендует повысить акцизную ставку:

 

  • на пиво с 2,48 грн/л до 2,98 грн/л;
  • сидр, перри (без добавления спирта) – с 0,95 грн/л до 1,06 грн/л;
  • на крепленые вина, вермуты – с 7,16/л до 8,02 грн/л;
  • игристые вина – с 10,40 грн/л до 11,65 грн/л;
  • слабоалкогольные напитки – с 211,59 грн/л до 236,98 грн/л;
  • на водку и коньяк – со 105,8 грн/л. до 126,96 грн/л.

Акциз на сухие вина остается неизменным (0,01 грн/л).

 

Акцизные ставки на алкогольные напитки в Украине на 2017 год

Анализируя проект, ГНЭУ замечает, что:

 

  • «…в сопроводительных к законопроекту документах не приведено четких аргументов о необходимости повышения специфической и адвалорной ставок акцизного налога (табак, – прим. авт.) именно в предложенных размерах, а также соответствующих расчетов по влиянию внесенного законодательного предложения на функционирование соответствующих сегментов внутреннего рынка в соответствии с реальной покупательной способностью населения, финансовым состоянием соответствующих хозяйствующих субъектов и потребителей такой продукции.

 

  • Ведь, как показывает практика, рост налоговых платежей чаще приводит к случаям их неуплаты, росту себестоимости продукции, скачку цен на конечную продукцию и другим проблемам функционирования субъектов хозяйствования различных отраслей и сфер деятельности.

  • Повышение ставок акцизного налога своим следствием может иметь усугубление негативных тенденций на рынках соответствующей товарной продукции, сокращение бюджетных поступлений от других налогов (налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и т.п.), а также может негативно повлиять на общую динамику цен…

 

К примеру, через высокую эластичность рынка потребления пива увеличение розничных цен в результате предложенного роста акцизного налога на 20% на фоне ограниченной покупательной способности населения может привести к дальнейшему сокращению реализации и производства пива. Что, в свою очередь, будет иметь следствием общее уменьшение поступлений в государственный и местные бюджеты Украины».

 

Читайте также: HEINEKEN ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА ЗАКРЫВАЕТ ТРЕТИЙ ЗАВОД В РОССИИ

 

Эксперты Управления отмечают, что производство пива в Украине в августе 2016 сократилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 18,8 млн. дал., а за 8 месяцев 2016 производство пива составило 131,8 млн. дал., что на 4,4 % меньше, чем январе-августе 2015 года (http://techdrinks.info/ru/news/ukrayna-proyzvodstvo-pyva-v-avhuste-2016-ho-upalo-na-10-k-apph-do-18-8-mln-dal).

 

Читайте также: ДЕНИС ХРЕНОВ: НУЖДАЕТСЯ ЛИ ПИВНАЯ ОТРАСЛЬ В ДЕРЕГУЛЯЦИИ

 

По данным Госкомстата в I-ом полугодии текущего года Украина экспортировала 2,8 млн. дал. напитка, что на 21,7% меньше к АППГ. Импорт хмельного уменьшился на 30,7% и составил 0,98 млн. дал. Что касается прогнозов на 2016 год, то результаты работы отрасли напрямую зависят от сбалансированности ее регулирования.

Введение акцизного налога на розничную продажу и неравномерное увеличение акциза на пиво (по сравнению с крепким алкоголем) ускорят темпы сокращения объемов производства и потребления пива в Украине. Уменьшение рынка пива в Украине в 2015 году составило 17%, в 2016 году прогнозируется сокращение на 23%.  (Пивний ринок: підсумки законодавчих нововведень. http://forbes.net.ua/ua/opinions/1412928-pivnij-rinok-pidsumki-zakonodavchih-novovveden).

 

В части стремления Правительства приблизить акцизы к ставкам в ЕС, ГНЭУ настаивает на необходимости «…учитывать в разы ниже уровень жизни и покупательную способность населения в Украине по сравнению со странами ЕС».

 

«Сейчас ставки акцизного налога на подакцизные товары значительно ниже, чем минимальные установленные Директивами для Европейских стран. В частности, на табачные изделия в 6 раз, на водку в 1,5 раза … Увеличение ставок акцизного налога будет способствовать приближению к нормам законодательства Евросоюза, сокращению потребления вредных для здоровья товаров (алкогольные напитки и табачные изделия)», – отмечается в пояснительной записке к проекту Закона №5132.

 

Однако, Минфин не учел, что в Украине акциз на пиво практически достиг минимально рекомендованного для стран ЕС, а с учетом 5% розницы, уже превысил его.

 

Читайте подробнее: АКЦИЗ ВЫШЕ, А ДОХОДЫ БЮДЖЕТА – НИЖЕ

 

Стоит отметить, что уровень акциза на пиво в Украине уже превышает акцизные ставки на хмельное в Люксмбурге, Германии, Болгарии и Румынии.

Да и для табачных изделий ГНЭУ рекомендует осуществлять плавное поэтапное повышение акцизов. Потому как, при стемительном увеличении акцизов легальное производство  замещается нелегальным.

В выводах свого заключения по проекту Закона эксперты ГНЭУ также обращают внимание на «…несоответствие требованиям подпункта 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины, которым определен принцип стабильности налогового законодательства Украины.

Согласно этому принципу изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки..».

 

ГНЭУ отдельно замечает, что на «…рассмотрении ВРУ также находится проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов» (рег. № 5044 от 26.08.2016).

 

Читайте также: НА ПУТИ К АКЦИЗНЫМ СТАНДАРТАМ ЕС

 

Этот проект также разработан КМУ и частично согласуется с п. 4 разд. ХІХ Налогового кодекса Украины. А именно, предлагает изменение ставок «определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции, в частности, акцизного налога, экологического налога и рентной платы».

В частности, этим законопроектом предполагается увеличить на 12% ставки акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво и табачные изделий с учетом индекса потребительских цен в 2016 году в соответствии с прогнозными индексами, указанными в Постановлениии КМУ от 05.08.2015 № 558.

 

Читайте также: ЛУКАШЕНКО «ЗАМОРОЗИЛ» АКЦИЗЫ НА АЛКОГОЛЬ

 

Главное управление по этому поводу замечает, что и этот законопроект был передан на рассмотрение Верховной Рады Украины почти с 2-х месячным опозданием (26.08.2016 г.). При этом, Правительство уже через 20 дней зарегистрировало законопроект №5132 от 15.09.2016р., в котором предусмотрены несколько иные размеры ставок акцизного налога.

Поскольку оба законопроекта внесены одним и тем же субъектом права законодательной инициативы (т.е. КМУ), с целью необходимости соблюдения политики последовательности при определении ставок акцизного налога, ГНЭУ считает целесообразным согласовать соответствующие предложения.

 

Читайте также: Вследствие повышения акцизов на алкоголь бюджет Эстонии потерял 7 млн. евро

 

Отрадно, что Верховная Рада Украины – более консервативный орган, чем Кабинет Министров и сохранила специалистов с огромным опытом и знаниями в части анализа потенциальных последствий предлагаемых законодательных инициатив.

Вот и в этот раз, эксперты ГНЭУ абсолютно аргументированно предупреждают Правительство, что финансово-экономическое обоснование законопроектов фактически не представлено или сделано без учета реального влияния роста ставок на потребление легальных алкогольных напитков, негативные тренды в отраслях и совокупные поступления в государственный бюджет.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков, Игорь Товкач

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков