Всемирная история пива и алкогольных напитков. ХVІІІ век и резюме. Часть IV

Пиво Алкоголь Интересное Ответственное потребление

Магазин джина в АнглииПродолжение (часть I, часть II, часть III).

На заре восемнадцатого века парламент Англии принял закон, призванный стимулировать использование зерна для дистилляции спиртов.

В Англии начала ХІІІ века случились хорошие урожаи и в ангарах скопилось много зерна. Но в казне катастрофически не хватало денег. Понижать цену на ячмень правительство не хотело и был найден своеобразный выход — направить излишки зерна на производство крепкого алкоголя. В 1685 году потребление джина составило чуть более полумиллиона галлонов. К 1714 году производство джина выросло до двух млн галлонов. В 1727 году официальное (объявленное и облагаемое налогом) производство напитка достигло пяти млн галлонов. Шесть лет спустя, только в лондонском районе было произведено 11 млн галлонов джина.

 

Увеличение потребления джина

 

Английское правительство активно продвигало производство джина для использования излишков зерна и увеличения доходов обнищавшей казны.

В результате, очень дешевые спирты затопили рынок. Таким образом, были созданы экономические условия для развития пьянства среди населения.

Магазин джина в Англии

Запрет правительством продаж джина более двух галлонов в руки и существенное повышение налогов не остановило англичан в потреблении этого напитка

Кроме того, нарастающее обнищание населения Лондона приводило к тому, что бедняки начали искать психологическое облегчение от суровых реалий городской жизни. Воссоединение обеих факторов и привело к началу так называемых Gin-эпидемий.

Хотя негативные последствия этого явления, возможно, и были преувеличены.

 

Тем не менее, в 1736 году парламент принял поправки к законодательству, чтобы препятствовать росту потребления спиртного

 

Правительство запретило продажу джина в количествах менее двух галлонов в руки и резко взвинтило на него налоги.

Однако это не остановило распространение пьянства и через семь лет был достигнут пик потребления спиртного. В тот год нация из шести с половиной миллионов человек выпила более 18 миллионов галлонов джина. И большинство напитка было выпито небольшим сегментом населения, проживавшего в Лондоне и других городах. В сельской местности люди в основном оставались верными пиву, элю и сидру.

 

Снижение потребления джина

 

После своего драматического пика потребление джина быстро начало сокращаться. От 18 млн галлонов в 1743 году объемы выпитого упали до чуть более семи млн галлонов в 1751 году и до менее, чем двух миллионов галлонов к 1758 году. В целом, до конца века рынок потребления крепкого алкоголя сократился существенно.

Представляется полезным для современников рассмотреть основные составляющие анти-джиновой кампании в Англии.

Препятствованию роста и снижению уровня потребления способствовали:

  • Производство более качественного пива и его реализация населению по более низким ценам. Сработал эффект замещения крепкого спиртного менее опасным, низкоградусным пивом;
  • Рост цен на кукурузу и опережающие темпы увеличения налогов на спиртное, которые подорвали ценовое преимущество джина.
  • Временный запрет на дистилляцию спирта;
  • Рост общественного осуждения питьевого джина и критика пьянства;
  • Увеличение потребления чая и кофе;
  • Рост авторитета моральных ценностей, в том числе и благочестия;
  • Возрастающая индустриализация и потребность бизнеса в трезвости работников и высокой эффективности труда.

Но тем не менее, в XVIII веке пьянство все еще оставалось приемлемой частью жизни для многих людей.

 

XIX век привел народ к изменению отношения к алкоголю. Это было вызвано усилением индустриализации и потребностью в надежной и дисциплинированной рабочей силе

 

Вместо самовыражения была нужна высокая самодисциплина и задача профориентации должна была заменить беззаботность и дружелюбие. Пьянство стало определяться как угроза промышленной эффективности и экономическому росту.

 

Проблемы, связанные с алкоголем

 

Алкоголь обвиняли в росте таких социально-опасных явлений, как городская преступность, уровень бедности и детская смертность. Однако, «вероятно, что чрезмерная перенаселенность и безработица также были связаны с этими проблемами».

 

Читайте также: Программы по лечению алкоголизма помогают сократить уровень преступности

 

Со временем люди все больше и больше обвиняли алкоголь в личных, социальных и религиозных/моральных проблемах. Только одного предотвращения пьянства было уже не достаточно.

 

Любое потребление алкоголя стало неприемлемым. Социальные группы начали поощрять умеренность в употреблении алкоголя

 

Позже, эти активисты стали аболиционистами (движение за отмену рабства). Затем они настаивали на полном запрете производства и распространения алкогольных напитков.

К сожалению, как показала история, запреты не устраняют социальные проблемы, а с точностью до наоборот – только осложняют ситуацию, создавая новые, дополнительные сложности.

 

Резюме: история, алкоголь и цивилизация

 

 

На протяжении всей истории люди ценили и постоянно употребляли алкоголь.

 

Отражая его жизненно важную роль, потребление алкоголя в умеренных количествах редко подвергалось сомнению в течение большей части исследованного времени. Другими словами:

«Ферментированный диетический напиток … был настолько распространенным элементом в различных культурах, что он воспринимался как нечто само собой разумеющееся, как один из основных элементов выживания и самосохранения».

Показателем его ценности является тот факт, что люди часто использовали алкоголь как средство обмена или личные финансы. Например, в средневековой Англии люди часто использовали эль для оплаты пошлин, аренды или долгов.

 

С самых ранних времен алкоголь играет важную роль в религии. Религиозный отказ от алкоголя представляется редким явлением

 

Когда это происходит, то такое отклонение может быть не связано с алкоголем как таковым, а отражает совсем другие соображения.

 

Отказ от вина. Ислам и алкоголь

 

отказ от алкоголя

Ислам — единственная из мировых религий, которая активно и громогласно провозглашает запрет на употребление алкоголя

Например, кочевники-рехавиты отвергли вино, потому что они ассоциировали его с неприемлемым для себя сельскохозяйственным стилем жизни. Назариты воздерживались только в период испытательного срока, после чего они снова возвращались к выпивке.

А как быть с мусульманами, ведь Мухаммад им запретил употреблять алкоголь, спросит пытливый читатель и будет прав. Но с введением «сухого закона» в исламе тоже не все так просто.

Если обратиться к истории вопроса, то становится понятно, что у Мухаммада не было другого выхода, кроме как ввести запрет на алкоголь. Но, обо всем по порядку.

 

Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, которая активно и громогласно провозглашает запрет на употребление алкоголя и других «дурманящих» веществ и продуктов

 

Но, не смотря на это, очевидно, что многовековые запреты мусульманской религии до сих пор окончательно не исключили алкоголь из жизни верующих мусульман.

Счастливая Аравия

Arabia Felix (Счастливая Аравия) — «колыбель» ислама

Страну, которой суждено было стать колыбелью ислама до времен начала посланнической миссии пророка Мухаммада, называли Arabia Felix (Счастливая Аравия).

На аравийском побережье существовали довольно развитые города-государства, а в центре полуострова жили полудикие бедуины-язычники, которые время от времени устраивали поэтические состязания, часто закапывали в землю новорожденных девочек и… сильно пили.

Представляется, окажись современный человек среди доисламских арабов, первое, что он бы отметил, так это полное отсутствие у доисламских арабов хоть какой-то культуры пития. Можно было бы даже сказать, что это общество в целом изрядно «злоупотребляет».

 

Читайте также: Пьющее население ОАЭ употребляет больше алкоголя, чем в Англии, Ирландии, Германии, России или Украине

 

Бедуины употребляли виноградное вино, а также некий продукт на основе местных фиников, про который один исследователь-исламовед сказал, что это был напиток крепостью 60 «градусов». Собственно крепость самого напитка составляла 20%, и еще на сорок «развозила» пьющего аравийская жара.

Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога. Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в том числе и об алкоголе, сложились позднее, уже после переселения пророка из Мекки в Медину в 622 году.

Новообразованная Мухаммадом исламская община не сразу пришла к целенаправленному преодолению пьянства. Даже после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять и устраивать пиршества с алкоголем.

 

Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно. Сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства»

 

Позже последовал аят, в котором верующие предупреждались, чтобы пьяными не становились на молитву (легенда гласит, что этот стих был ниспослан после того, как группа подвыпивших мусульман встала на молитву и перепутала ее слова, тем самым сделав молитву недействительной).

И, наконец, было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием — деяния сатаны.

Именно это положение Корана считается у мусульман основой для причисления алкоголя к категории «харам,  то есть — запретное».

Между тем, даже поверхностный анализ текстов этих аятов, приводит к мысли, что речь в них не идет об абсолютном запрете, но лишь содержится рекомендация «держаться подальше» для того, чтобы иметь успех в жизни и делах. Ведь «есть в этом некоторая польза…».

Например, как повествует «Жизнеописание Пророка» Ибн Ишама, по одной из версий, будущий праведный халиф Умар познакомился с Мухаммадом следующим образом. Сильный физически и отличавшийся буйным нравом мекканец Умар ибн-Хаттаб, однажды вечером ощутил острую необходимость добавить винца. А соответствующая лавка находилась недалеко от святилища Каабы, где в это время истово молился пророк. И молитва так подействовала на пришедшего за вином Умара, что он оставил все грешные помыслы и стал последователем нового пророка.

В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в суре Пчелы, имеется аят следующего содержания:

«Из пальмовых плодов и виноградных лоз вы пищу добрую находите себе и опьяняющий напиток — здесь истинно знамение для тех, кто разумеет» (Коран 16;67).

В истории этот аят толковался по-разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и наносить ему вред.

Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.

 

Читайте также: Умеренное употребление алкоголя положительно влияет на организм

 

Содержащие однозначный запрет на алкоголь хадисы, появились уже в конце мединского периода (ок. 630 г. н.э.), когда и власть Мухаммада, и исламская умма достаточно усилились и окрепли. Именно в Медине имел место акт введения «сухого закона», когда кожаные бурдюки с вином разрезались, а их содержимое выливалось на землю.

В хадисах говорилось, что проклят будет не только сам пьяница, но также производящие и продающие алкоголь, что молитвы-намазы выпившего не будут приниматься Аллахом Всевышним в течение 40 дней с момента пития алкоголя

 

Мухаммад, правда, предвидел, что со временем среди членов его общины появятся такие, которые объявят дозволенным винопитие. Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «Хамр», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить».

алкоголь в исламе

Алкоголь в исламе наряду с азартными играми и гаданием считается деянием сатаны

Подразумевается, что подобные средства туманят разум. Однако в первые века ислама под «хамром» понимался прежде всего продукт брожения виноградного и иных фруктовых соков.

Например, в первом по времени формирования мазхабе (богословско-правовая система) имама Абу Ханифы в эту категорию не попадало пиво, хотя другие имамы-основатели мазхабов включили янтарное в число опьяняющих средств.

А после того, как ар-Рази получил спирт, также обладающий релаксирующе-опьяняющим эффектом, то «аль-кохль» обозначили как лекарство или целебное средство. 

 

Так что строгого единства по вопросу отношения мусульман к алкоголю не было, как нет его и у современных исламистов-богословов

 

Например, известный шейх доктор Юсуф Кардави на основе принципа «что грех в большом, то грех и в малом» вывел фетву о запретности безалкогольного пива, мотивируя это тем, что в минимальных количествах алкоголь в напитке все-таки есть. Но безалкогольное пиво свободно продается в ультраортодоксальных Саудовской Аравии и Иране.

Арак

Арак — ароматизированный анисом крепкий алкогольный напиток, распространённый на Ближнем Востоке и Центральной Азии

Известно, что в Турции, а также среди сирийцев и ливанцев всех исповеданий, распространена виноградная водка «арак» (ракия).

Как утверждают предания, принесла ее в эти места армия мусульманского халифата.

Во многих странах, куда распространялся ислам, употребление алкоголя было частью достаточно высокой религиозной культуры и практики.

Речь, в первую очередь, идет о Персии, где вино с давних пор было составляющей зороастрийской культуры. Здесь существует красивое предание о том, что птица, некогда освобожденная из змеиной пасти лучниками древнего зороастрийского царя Джамшида, в знак благодарности уронила перед ним на землю несколько семян, проросших впоследствии виноградной лозой.

Царь очень любил сок из ягод винограда. Но однажды этот сок показался ему несколько прокисшим, что он отставил кувшин. А в наказание повелел отрубить принесшему сок рабу голову. В этот момент одна из придворных рабынь, страдавшая нетерпимыми головными болями, решила, что в кувшине яд, который мог бы стать хорошим средством дабы раз и навсегда покончить с мигренью. Рабыня выпила все содержимое кувшина, но не умерла, а лишь заснула. Проснувшись, она уже не почувствовала никакой боли.

Так или иначе, но вино стало частью персидско-зорастрийской культуры.

Оно пережило и эпоху ислама. Вино использовалось в некоторых суфийских тарикатах иранского и шиитского происхождения. Алкоголь употребляется последователями таких шиитских сект как алавиты и друзы. Члены суфийского ордена бекташи, существующего и поныне в Албании и Турции, употребляют красное вино в обрядовых целях.

Имам Исмаил бен-Джафар, которого представители наиболее многочисленной ветви неортодоксальных шиитов — исмаилиты считают своим основателем, был в свое время лишен отцом, имамом Джафаром Сиддиком, наследства именно за распитие вина.

Омар Хайам и Хафиз

Знаменитый персидский поэт, философ, астроном и математик Омар Хайям вино, и не упускал случая отведать этого благородного напитка

Воспетое Омаром Хайямом и Хафизом вино было не только поэтическим образом, но и вполне конкретным напитком, со вкусом, цветом и запахом, активно вкушавшимся обоими авторами.

Кстати, вкус этого вина, из специального сорта винограда, культивируемого на юго-западе Ирана, можно попробовать и в наши дни, если отыскать в многообразии винных супермаркетов красное вино, на котором указан сорт винограда «sira», «shira» или «shiraz».

Не всегда отличались трезвостью и представители суннитской части мусульманского мира.

Так халифа Йазида история рисует как развратника и беспробудного пьяницу. Дядя прославленного полководца Салах-ад-Дина (Саладдина) постоянно сдавал свои крепости одну за другой крестоносцам по простой причине — беспробудных запоев этого незадачливого командующего гарнизонами.

Прошло более 1000 лет непримиримой войны ислама и алкоголя. В течение этого времени «Сухой закон» постоянно нарушался многими представителями элиты мусульманских стран средневековья. Не являются исключением и мусульмане-современники.

Но, тем не менее, можно утверждать, что главным реальным историческим последствием введения в исламе запрета на алкоголь является исключение его потребления из сферы открытой публичности

 

В настоящие дни алкогольные напитки достаточно открыто употребляются в таких странах как Турция, Сирия, Иордания, Ливан — землях, правда, со значительным немусульманским населением. А в Саудовскй Аравии и Иране, где на публичное употребление алкоголя наложен суровый запрет, эта проблема отнюдь не снята из сферы сугубо приватной.

 

Читайте также: От отравлений суррогатным алкоголем в Турции скончались 12 человек

 

Злые языки поговаривали, что медицинские проблемы по этой части были у престарелого саудовского монарха, хранителя главных мусульманских святынь Фадха. Пару лет назад в прессе промелькнули сообщения, что несколько человек в Мекке до смерти отравились суррогатами алкоголя. А ведь это место, где немусульманин не может жить и появляться.

Как видим, запрет на алкоголь в исламе вовсе не такой уж и абсолютный.

Он возник в условиях очевидного злоупотребления аравийским обществом алкогольными напитками. А полный отказ от спиртного означает, прежде всего, определенную ступень на пути индивидуального духовного роста.

Алкогольные напитки также являются важным источником питательных веществ и калорий

 

В древнем Египте фраза «хлеб и пиво» означала пищу и даже выступала в роли общего приветствия. Многие алкогольные напитки, такие как египетская буза и суданская мерисса, содержат высокий уровень белка, жира и углеводов. Этот факт помогает объяснить частое отсутствие дефицита питательных веществ у некоторых групп населения страны, чье питание, как правило, скудно.

Важно отметить, что уровни аминокислот и витаминов увеличиваются во время ферментации. Современная пищевая технология использует процесс такого обогащения для улучшения питательных свойств пищевых продуктов. Однако при ферментации пищевое обогащение происходит естественным путем.

 

Безопасные напитки

 

загрязненная вода для питья

Зачастую вода для питья была очень загрязненной и алкогольные напитки служили для утоления жажды

Алкогольные напитки долгое время служили для утоления жажды. Загрязнение воды далеко не новое явление.

Поставки питьевой воды на длительные расстояния в лучшем случае были либо нездоровыми, либо сомнительными. Древние писатели редко упоминали о воде, кроме как в виде предупреждения.

Путешественники, пересекавшие в 1648 году земли современного Заира были вынуждены пить воду, по их словам, напоминающую мочу лошади. В конце XVIII века большинство парижан пили воду из очень загрязненной Сены.

Алкоголь же был безопасным напитком. Кофе и чай также безопасны для питья, потому что они завариваются в кипяченой воде. Однако до середины XVII века они не поставлялись в Европу. Кроме того, потребовалось еще сто и более лет, прежде чем люди начали пить чай и кофе ежедневно.

 

Алкоголь поддерживает хорошее здоровье

 

Другая важная функция алкоголя была терапевтической или лекарственной.

Текущие исследования показывают, что умеренное потребление алкоголя предпочтительнее абстиненции.

По-видимому, среди многих других заболеваний и психологических состояний алкоголь уменьшает заболеваемость ишемической болезнью сердца, раком и остеопорозом, увеличивает продолжительность жизни.

Читайте также: Умеренное потребление алкоголя снижает риск развития инфаркта

 

Очевидно, что алкоголь — хороший анальгетик и широко доступен людям, страдающим от боли. Например, ром приносил рабам облегчение от усталости каторжных работ.

Директор-основатель Национального института алкогольной зависимости и алкоголизма хорошо изучил свойства алкоголя. По его мнению: «… алкоголь существовал дольше, чем всякая человеческая память. Он пережил поколения, народы, эпохи и века. Это часть нас и действительно удачная часть. Ибо хотя алкоголь всегда будет хозяином некоторых, для большинства из нас он будет оставаться слугой».

Как ранее писал BeerComments, Международный альянс за ответственное употребление алкоголя (IARD), председателем которого является генеральный директор компании AB InBev Карлос Брито (Carlos Brito), направляет 67,7 млн долларов в специальный фонд, из средств которого будут проведены шестилетние исследования влияния алкоголя на организм человека.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков

Игорь Товкач

 

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков