Всемирная история пива и алкогольных напитков (раннее христианство: 30 — 325 гг. н.э.). Часть II

Пиво Алкоголь Интересное Ответственное потребление
история пива и алкогольных напитков

Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской — первое чудо, совершённое Иисусом Христом

Продолжение.

Христианство постепенно начало вытеснять ранее доминирующие религии.

Как это происходило. Привычки в отношении потребления алкоголя и поведение населения в государствах Европы начали меняться. Во многом, благодаря влиянию на людей канонов Нового Завета.

Самые ранние библейские писания после смерти Иисуса (около 30 г. н. э.) содержат всего несколько ссылок на алкоголь. Возможно, это связано с тем, что пьянство считалось главным атрибутом принадлежности к высшему статусу, с представителями которого у Иисуса было мало контактов.

 

Иисус использовал вино в религиозных церемониях (Матфея 15:11, Луки 7: 33-35) и одобрял его умеренное потребление (Матфея 15:11)

 

С другой стороны, Иисус жестко нападал на пьянство (Луки 21: 34,12: 42; Матфея 24: 45-51).

В более поздних письменах Св. Павла (64 г.?) алкоголь рассматривается более подробно. Павел писал, что вино является творением Бога и потому по своей природе является хорошим (1 Тимофею 4: 4).

 

Читайте также: Папа Бенедикт XVI отметил 90-летний юбилей кружкой пива

 

Св. Павел также рекомендовал применять напиток в лечебных целях (1 Тимофея 5:23). Но Павел также последовательно осуждал пьянство (1 Коринфянам 3: 16-17,5: 11,6: 10, Галатам 5: 19-21, Римлянам 13: 3) и рекомендовал воздержание для тех, кто не мог контролировать меру при употреблении алкоголя.

 

Еретические секты

 

Однако в конце второго столетия н.э. несколько еретических сект отвергли алкоголь и призвали верующих к воздержанию. К концу четвертого и началу пятого века Церковь отреагировала на это. Она утверждала, что вино было поистине хорошим даром Бога, который нужно использовать и которым можно наслаждаться.

 

Хотя, верующим не запрещалось пить и презирать вино, но все же Церковь последовательно поддерживала умеренное потребление и категорически отвергала чрезмерное или оскорбительное применение вина для греховных утех

 

Те люди, которые не могли пить в умеренных количествах, призывались к воздержанию. 

 

Вино или только виноградный сок?

 

алкоголь и религия

Церковь поддерживала умеренное потребление вина и категорически отвергала чрезмерное применение алкоголя

И Ветхий и Новый Завет ясны и последовательны в их осуждении пьянства. Однако некоторые христиане сегодня утверждают, что всякий раз, когда вино использовалось Иисусом или восхвалялось им, речь шла о виноградном соке. И только в случаях, когда питие приводило к пьянству, подразумевалось вино.

Такие верующие интерпретируют Библию как свод догм, утверждающих, что виноградный сок хорош и его употребление приемлемо для Бога. Одновременно, они полагают, что вино плохое, а пить его – неприемлемо для христианина.

 

Читайте также: Пиво vs. вино

 

Это рассуждение представляется не верным, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, ни еврейское, ни библейское греческое слово в отношении вина не может быть переведено или истолковано как относящееся к виноградному соку.

Во-вторых, в теплом климате Средиземноморского региона виноградный сок быстро сбраживается в вино. Так что сок не мог храниться долго в древние времена. И совершать церковные обряды, требующие времени на подготовку и проведение соком было не возможно.

Распространение христианства и виноделия в Западной Европе происходило одновременно. Интересно, что Святой Мартин Турский (316-397 г.г.) активно участвовал в обоих делах: распространении Евангелия и посадке виноградников.

 

Еврейская реакция на христианство

 

Талмуд

Страница Талмуда

Своим приближением к светским традициям христианство привлекало многих евреев и угрожало традиционной еврейской культуре. Чтобы противостоять этой угрозе, подробные правила об использовании вина были включены и в Талмуд.

 

В ограниченном количестве вино было интегрировано во многие религиозные обряды

 

В пятом веке по мере приближения падения Рима росли социальные и политические потрясения. Среди раввинов углублялась озабоченность тем, что иудаизм и его культура находятся в опасности.

Следовательно, было установлено больше талмудических правил в отношении использования вина. Они включали даже количество напитка, которое разрешалось пить в субботу (Шаббат). Правила касались правового статуса вина, каким-либо образом связанного с идолопоклонством. Они также указывали степень личной ответственности за поведение в состоянии алкогольного опьянения.

 

Злоупотребление алкоголем

 

Злоупотребление алкоголем римлянами достигло пика примерно в середине первого века. Вино стало самым популярным алкогольным напитком и жидкостью для утоления жажды.

Поскольку Рим нуждался и привлекал большой поток лиц разных национальностей, то вино им раздавалось бесплатно или продавалось по себестоимости. Это приводило к случайным негативным эксцессам на фестивалях, триумфах по случаю победы и других торжествах.

 

пьянство в Риме

Среди римлян вино стало самым популярным алкогольным напитком и жидкостью для утоления жажды

 

Четыре императора, правившие Римом с 37 года н.э. до 69 г. н.э., — все были отъявленными пьяницами. Тем не менее, императоры, которые их наследовали, были довольно умеренными в употреблении вина. И последовал позитивный результат.

По свидетельству литературных источников, в это время проблема злоупотребления алкоголем значительно снизилась в Империи.

 

В течение следующих нескольких сотен лет в Риме продолжалась кампания критики пьянства. Большинство свидетельств отмечает снижение случаев безобразного поведения вследствие влияния алкоголя

 

Но падение Рима и Западной Римской империи было неизбежно, что и произошло в 476 году.

Около 230 г. н.э. греческий ученый Атенеус много писал о том, чтобы поощрялось употребление вина, но отстаивалась умеренность. Широкое внимание к алкогольным напиткам отражалось в увлеченности римлян знаменитыми винными кубками.

Как ранее писал BeerComments, чешская пивоваренная компания Plzeňský Prazdroj ежегодно к Пасхе варит партию пива специально для Папы Римского. В 2017-м году в подарок папе Франциску пивовары отправили не только партию из 2017 бутылок пива, но и пивной колокол.

Продолжение следует

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков