0

Вредна ли реклама пива на ТВ

О месте и роли рекламы в продвижении товаров и услуг. Анализ эффективности законопроекта №2491а

В очередной раз удивляет и откровенно поражает неосведомленность и некомпетентность некоторых парламентариев при написании того или иного законопроекта.

Свежий «шедевр». Смотрим проект Закона №2491а, поданный депутатами Кайдой А.П., Витивом А.Н., Янкивом И.Т. и Сех И.И. «О внесении изменений в статью 22 Закона Украины «Про рекламу» (относительно запрета рекламы алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий и торговых марок)».

Основной причиной геноцида украинской нации и «молодежного пьянства» инициаторы законопроекта считают рекламу. Маркетологи «используют методы психологического и физиологического манипулирования, которому легко поддается человек, тем более подросток». Во как! Не больше, не меньше. Если все так просто, то почему в предвыборный период сами кандидаты все меньше пользуются возможностями «оболванивания» электората (нас, избирателей очень часто именно так и называют), а те единицы, которые массированно использовали возможности ТВ-рекламы в большинстве своем так и не заняли вожделенное кресло народного депутата?

Как написано в пояснительной записки к законопроекту Украина занимает 5 место в мире (в действительности – правда, но речь идет о европейских государствах) по потреблению алкоголя на душу населения. Более того, по мнению авторов – это результат воздействия рекламы. Парламентарии не принимают в расчет, что из 15,6л чистого этанола на человека, потребляемого украинским населением, 61,4% составляют крепкие алкогольные напитки и лишь 31,7% приходится на пиво.

«Именно «благодаря» массовому увлечению водкой (мы вторые в мире по этому показателю в перерасчете на душу населения) мы и удостоились пятого места в этом своеобразном  рейтинге «позора».

Стоит отметить, что по мнению экспертов именно крепкий алкоголь наиболее пагубно влияет на здоровье. Уйма зарегистрированных случаев отравления водкой или ее суррогатами в Украине и России. Помним недавние скандалы с отравлениями некачественным алкоголем в Чехии и Турции, но скандалов по причине отравления пивом на моей памяти не случалось.

Также не первый раз из уст депутатов звучит фраза, что украинская молодежь занимает 1 место в мире по потреблению алкоголя. Зачем пугать и без того пессимистически настроенное население. Украинцам и так не сладко приходится. Поэтому и рождается еще один справедливый вопрос. Господа депутаты, откуда взяты такие данные? На какие источники вы ссылаетесь в своих высказываниях?

Согласно исследований ESPAD (The European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs), которые проводятся по заказу UNICEF и на которые ссылается ВОЗ в своих оценках Украина не является лидером среди потребления алкоголя молодежью. Уступая многим европейским странам, наша страна занимает 21 место в общем рейтинге. Более того, по сравнению с показателями опросов 2003-2007гг, наблюдается снижение потребления алкогольных напитков среди украинских подростков.

Всем известно, что участвуя в предвыборном марафоне, да и в процессе деятельности в  период между выборами политики много внимания уделяют социологическим опросам относительно своей популярности. Но почему-то совсем не обращают внимание ни на исторический опыт, ни на подобные опросы в отношении других социологических исследований. Так, результаты Международного исследования эффективности запрета рекламы алкогольных напитков в 17-и странах ОЭСР убедительно доказали, что табу на рекламу не привело к уменьшению потребления или злоупотребления алкоголем.

«Согласно опросам, которые проводит компания Gfk (Roper Global Reports Influences, 2010), наиболее влиятельными доминантами принятия решения молодежью относительно потребления алкоголя являются родители и ближайшее окружение: родственники и друзья»

Из 60,4% украинцев, которые употребляют пиво, лишь 1,5% респондентов ответили, что начали его пить под воздействием рекламы. А в целом, 94,8% всех опрошенных респондентов считают, что реклама не имеет никакого влияния на объемы и причины употребления пенного напитка.

Введение любых дополнительных запретов и ограничений не решают в корне проблему алкоголизма либо злоупотребления алкоголем. Это аксиома. Мировая практика и маркетинговые исследования свидетельствуют, что реклама пива (что справедливо и для всех других товаров и услуг) лишь увеличивает потребительские предпочтения в лояльных к напитку группах относительно выбора тех или иных торговых марок и помогает производителям выводить на рынок новые бренды.

 

Олег Усманов