19.08.16 г. Министерство финансов пригласило общественность принять участие в осуждении изменений минимальной цены (МРЦ) на алкогольные напитки (на пиво МРЦ не устанавливается)*.

В целом, Регулятор предлагает увеличить оптово-отпускные и минимальные розничные цены на водку на 24% – до 218,32 грн. и 340,57 грн. соответственно за литр 100% спирта; на вино  – на 22% до 33 грн. за 0,7 л в рознице, на вермуты в бутылке объемом 1 л – на 44% до 39 грн., на шампанское за бутылку 0,7 л – на 55,7% до 69,9 грн.

 

В чем Министерство видит проблему?

 

Минфин: Действующие на сегодня минимальные цены не соответствуют реальным затратам субъектов хозяйствования на производство и реализацию алкогольных напитков (за время, прошедшее после их введения, выросла как цена спирта, так и размер акцизного налога). Это обусловливает необходимость пересмотреть минимальную цену на алкоголь. Кроме того, действующий уровень минимальных цен перестал выполнять свою роль «предохранителя» против продажи контрафакта, что негативно влияет на здоровье населения.

 

Читайте также: Украина – среди лидеров по самому рИсковому стилю потребления алкоголя, – эксперт

 

Если согласиться с самой идеей регулирования розничных цен правительством, то необходимость пересмотреть МРЦ следует поддержать. Последний раз регулятор поднимал цены 1-го сентября 2015 года. За это время выросли акцизы. На водку – в половину, на вино – удвоились. Увеличились отпускная цена спирта, затраты на энергоносители, дистрибуцию и т.д.

Но вот с ролью МРЦ как «предохранителя» продаж контрафакта и тем более уменьшением негативного влияния на здоровье населения – категорически не согласен. Как не верится и в следующий посыл Министерства «Новый размер минимальных цен фактически предлагается на среднем уровне, который сегодня сложился на рынке легальных производителей, предприятиях оптовой, так и розничной торговли. Поэтому должна существенно сократиться рентабельность «теневых» производителей алкогольной продукции, которая имеет не всегда высокое качество. Таким образом, украинские граждане будут покупать более качественный алкоголь».

 

Читайте также: Из-за повышения акцизов нелегальный рынок алкоголя может увеличиться до 70%

 

В действительности, потребитель, наблюдая цены в магазине на уровне МРЦ и выше, может быть уверен, что конкретный субъект предпринимательской деятельности выполняет требования Постановы КМУ. Не больше.

 

И ничто, кроме как жесткий контроль со стороны сотрудников ГФС не убережет покупателя от приобретения контрафакта. Разве что – Авторитет реализатора.

 

Тем не менее, минимальные оптово-отпускные и розничные цены обеспечивают легальному бизнесу в цепи производства и оборота алкогольных напитков возможность иметь определенную прибыль. Иными словами, быть лояльными к легальной деятельности.

 

Согласитесь, когда в бутылке водки на полке одних налогов под 40 гривен, то продавать ее законопослушному производителю за 39,9 грн. (Постанова КМУ №177 от 11.06.2014 г.) не профитно.

 

Гасит остатки логики утверждение Регулятора, что выведение МРЦ на средний уровень уменьшит рентабельность «теневых производителей». Как раз наоборот. Увеличение налоговой нагрузки на продукт (в данном случае за счет «закладывания» профита бизнеса) легального производителя значительно способствует росту рынка неучтенного алкоголя. Ведь они уклоняются от многих видов налогов. Поэтому и увеличивается год от года «интерес» теневиков к производству и реализации неучтенки. В том числе и самогоноварению.

В пояснительной записке к проекту Постановы Минфин отмечает, что в документе отсутствуют положения, имеющие признаки дискриминации. Тоже не совсем правда. Иначе, не было бы судебных исков и обращений-жалоб в другие инстанции со стороны малых производителей алкоголя.

 

Очевидно, что совокупные затраты у национальных и региональных компаний отличаются. Как по центрам затрат, так и по направлениям расходов.

 

Реклама, затраты на «вхождение в сеть», национальную дистрибуцию. Или, больше тратиться на сырье, энергоносители, обслуживание устаревшего оборудования и т.д.

Уйти от конфликта интересов можно, видимо, через диалог больших и малых, прозрачность аналитики расчетов МРЦ. Определить какие затраты учитывать, приемлемый % рентабельности установить…

Более детальный анализ плюсов и минусов МРЦ сделаем в отдельной статье. Слишком много нюансов.

*http://www.minfin.gov.ua/news/view/minfin-proponuie-perehlianuty-minimalnu-tsinu-na-alkohol?category=podatki&subcategory=akciznij-podatok

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков, Игорь Товкач

Карта сайта