Влияние пива на историю человечества (часть I)

Пиво в мире Пиво Интересное

пиво в историиВ истории человечества есть так много примеров, когда пиво позитивно меняло ход событий, что сложно представить, как бы мы жили и жили бы вообще, если бы хмельной нектар не был изобретен

Со времен самых ранних цивилизаций и до сегодняшнего дня пиво оказывало огромное влияние на непростые внешние вызовы социуму. Чтобы удостовериться, что это не праздные слова, достаточно прочитать материал, изложенный ниже, и самому убедиться, что эти дифирамбы «пенному восторгу» вполне заслужены.

Пиво всегда позитивно влияло на меняющийся мир. Его есть за что любить, кроме как за бесконечное разнообразие вкусовых оттенков, ароматических нот и цветовой гаммы.

Если вас когда-либо спросят, как пиво формировало и продолжает влиять на мир, вспомните египтян, паломников или отцов-основателей церкви.

Долгое время пиво помогало бесчисленному количеству лидеров наций и простым людям принимать решения с разным уровнем масштаба воздействия: от личного до международного.

Сила пива ни в коем случае не должна шокировать. Но огромное количество позитивных исторических примеров с участием пива должно вызывать уважение к янтарному напитку.

Посмотрите на представленный ниже перечень фактов, чтобы больше узнать, как пиво изменило мир.

 

Пиво заложило основы выживания зародившейся цивилизации на Земле

 

Первоначально предполагалось, что наши мигрирующие пращуры оседали на земле для растениеводства и сбора зерна, из которого впоследствии пекли хлеб. В 2013 году в Журнале «Археологический метод и теории» появилась статья о том, что сбор ячменя для пива предшествовал уборке пшеницы для выпекания хлеба более, чем на 3000 лет.

 

 

Пиво в истории. Выращивание ячменя в древности

Выращивать ячмень для изготовления пива начали намного ранее, чем пшеницу для выпекания хлеба

 

 

В статье упоминаются археологические артефакты, найденные на территории Средиземноморья, а также находки археологов в Мексике. Это означает, что критические события в человеческой цивилизации, от плуга до орошения полей и изобретения колеса, были вызваны любовью к пиву.

 

Читайте также: Всемирная история пива и алкогольных напитков (возникновение и древний мир)

 

Вот и получается, что этот аргумент подтверждает версию – именно пиво помогло началу развития цивилизации.

 

Благодаря пиву были построены пирамиды

 

Пиво в истории. Египетские пирамиды

Первое чудо света — египетские пирамиды

Без пива не было бы единственного из оставшихся семи чудес Древнего Мира – египетских пирамид.

Как оказалось в результате научных изысканий, египтяне использовали пиво в качестве лекарства и валюты для оплаты труда строителей пирамиды. Статья на эту тему была опубликована в журнале Smithsonian Magazine.

Автор версии, доктор Патрик Макговерн объясняет, что при строительстве гигантских гробниц пиво имело первостепенное значение: «Это был источник питания, отдыха и вознаграждения за всю тяжелую работу. Пиво использовалось в качестве денежного вознаграждения. И если бы напиток закончился, то вполне допускаю, что случился бы бунт в среде строителей и пирамиды бы возведены не были».

 

Читайте также: Пивная веха в истории или кому обязано пиво своей популярностью сегодня?

 

Пиво в истории. Египет

Чтобы не пить мутное пиво и тем более исключить попадание осадка в выпиваемую жидкость, знатные египтяне пользовались специальными длинными трубочками

Кстати, египтянам принадлежит и изобретение всем известной в наше время соломки для питья коктейлей.

На то седое время, процесс фильтрации напитка еще изобретен не был. Чтобы не пить мутное пиво и тем более исключить попадание осадка в выпиваемую жидкость, знатные египтяне пользовались специальными длинными трубочками. Их даже из золота делали.

Но не зависимо от материала изготовления, все равно получалось очень удобно и практично. Жена же не увидит, сколько супруг уже насосал жидкого хлеба из графина! И напиток без осадка выпивался.

История, люди и алкоголь не забыли это изобретение египтян. Египетские трубочки вернулись к нам, но уже в виде скромных палочек для употребления алкогольных коктейлей.

 

В 2300 году до н.э. пиво стало валютой

 

Пиво в истории. Кодекс Урукагины

Кодекс Урукагины — первая правовая система в истории человечества

Кодекс Урукагины упоминается учеными как первая правовая система в истории человечества. Он датируется 2300 годом до н. э. и в нем пиву отведена роль главной единицы оплаты и покаяния для населения.

Многие ли, не историки по образованию, когда-нибудь слышали о правителе Урукагине, царе шумерского государства Лагаш и его Кодексе? Скорее всего — нет.

И как бы ни удивительно звучала причина такого незнания, но в этом виновно, прежде всего, само пиво и отведенная ему роль финансового инструмента в упорядочивании взаимоотношений жителей шумерского государства Лагаш.

 

В ХІХ-ХХ веках ученые стали «стесняться» по-доброму относиться к пиву. Как, впрочем, и другим видам алкогольных напитков. Поэтому и всячески принижали их роль в развитии цивилизации

 

Но это не о нас. Мы любим этот хмельной напиток и постараемся восстановить справедливость.

Пиво в истории. Период Средневековья

Епископ получает бочку пива в качестве платы за аренду земли

Итак, в самом первом из дошедших до наших дней письменных законодательных уложений, для установления общественного порядка именно пиво выступало в качестве главной валюты. Традиционное слово «возможно» в данном случае не уместно. Потому что пиво, как валюту, можно употреблять. И в этом ценность и выгодное отличие этой финансовой единицы.

С точки зрения экономической теории, если хотите, пиво – это когда идеи основателя макроэкономики англичанина Джона Кейнса воплощаются в Kronenbourg, мысли основоположника экономической теории шотландца Адама Смита смешиваются с John Smith, а либеральная экономика и свобода рынка австрийского ученого Фридриха Хайека помещены в бокал Heineken.

А все потому, что результат труда пивовара формируют свобода выбора рецептур и определения цены хмельного, а по итогу — конечная польза от напитка для общества.

 

В средние века употребление пива вместо воды спасло человечество

 

Пиво в истории. Средневековье

В средневековые времена вода была настолько загрязнена, что зачастую вместо питьевой воды использовали пиво

В истории Европейских (прежде всего) государств было время, когда пиво пили вместо воды.

В средние века питьевые источники были густо заселены различными болезнетворными бактериями. Такая вода привносила в организм человека лямблии (Giardia lamblia, лат) – возбудителей заболеваний желудочно-кишечного тракта. Если не заразы значительно страшнее для здоровья и жизни.

Поскольку процесс пивоварения включал кипячение воды, а затем ферментацию, то конечный продукт был чист с медицинской точки зрения и безопасен для утоляющего жажду.

Вероятно, поэтому в XVI веке ежегодное потребление пива в Великобритании составляло 530 пинт в пересчете на каждого мужчину, женщину и ребенка. Это в три раза больше, чем количество пенного, выпиваемого англичанами в ХХІ веке.

 

Читайте также:Опыт UK: пабы и пиво, как позитив для страны

 

Международная слава бельгийского пива также зиждется на успехах монахов-пивоваров средневековья. Монастыри стали своеобразными медицинскими центрами по борьбе с чумой и холерой, а монастырское пиво – главным превентивным средством, предупреждающим инфекционные заболевания!

 

«Стонущий эль»

 

Средневековая Европа не могла прославиться, как особо забавное и веселое место. Скорее наоборот. Она была грязной, вонючей, наполненной невероятным разнообразием болезней.

Рождение ребенка, а особенно боли во время схваток, были жестокими и только усугублялись убогостью и невежеством, в которых жили многие женщины. Акушерки были вынуждены поить пивом, а не водой свои пациентов, потому что другого пути обезопасить роженицу от инфицирования и предродовых болей не было.

Поэтому неудивительно, что акушерки варили свое собственное пиво, известное в народе как «стонущий эль». Его давали беременным женщинам, когда начинались схватки. Иногда, младенца купали в семи-восьмимесячном эле сразу после рождения. Так, пиво спасло множество жизней жителей Средневековья.

 

«Пивная» война в Польше 1380-го года

 

Пиво в истории. Пивница Свидницка

«Пивница Свидницка» — самый старый ресторан в Европе (XIII в), расположенный в здании ратуши польского города Вроцлав

Вроцлавская пивная война разразилась в 1380 году. Причина, как это зачастую бывает в истории, банальна – доступ к источнику денег. Интересы городского совета Вроцлава и церкви схлестнулись в поиске прибыли от производства продаж пива.

Во Вроцлаве была только одна пивоварня и она принадлежала мэрии города. Пиво, которое варили прямо в подвале ратуши, получило название «Свидницкое». Бренд окрестили в честь расположенного поблизости городка Свидница (или Швейдниц).

 

Обладая монополией на производство и продажу пива, городские власти получали от янтарного 30-50% общих доходов казны

 

А недалеко от Ратуши, на Тумском острове (буквально – Соборный) в старом русле реки Одры, располагался собор святого Иоанна Крестителя, архиепископат Вроцлава, несколько небольших монастырей и дома благородных семей, связанных с церковью.

На остров в поисках работы стекалось много народу. Сочетание наличия собственных земель, достаточных финансовых и трудовых ресурсов превращало собор, как и многие церкви того времени, в довольно мощный экономический центр. Остров не подчинялся указам городских властей и находился в полном управлении епископа Вацлава из Легницы.

Как мы помним из статьи о «Всемирной истории пива…» монахи в период Средневековья тоже умели варить и любили употреблять пиво и вино. Есть исторические записи, что в среднем за завтрак и обед монах выпивал два-три литра хмельного. А на ужин – церковники ублажались вином.

Наличие на острове избытков алкоголя привело к тому, что с одобрения епископа церковники начали приторговывать пивом и в городе.

 

Как мы прекрасно знаем на своем опыте, монополия хороша и выгодна только для обладателя прав на нее, но отнюдь не для потребителей товаров и услуг

 

Так случилось и в этот раз. Качество «мэрского» пива ухудшалось по причине экономии на добротности сырья, а цены на напиток в городе росли. Поэтому не удивительно, что церковное пиво быстро набрало популярность у народа, а продажи «Свидницкого» резко упали.

 

Причина резкого падения доходов городской казны и стала отправной точкой в вооруженном конфликте между властями Города и Церкви

 

Сказать, что мэрия и епископат до этого конфликта жили душа в душу —  не правильно. Эскалация торговой войны до открытого конфликта между ними уже имела прецеденты в истории Вроцлава. Расположение города и острова было таким, что все товары, прежде чем попасть к церковникам, сначала проходили через город. Так что мэрия и епископ иногда спорили за право прохода по реке. В таком противостоянии Церковь использовала мощное религиозное оружие, как например, отлучение, а город отвечал мирской тактикой – блокадой и прочими нехорошестями.

Но этот случай был особым для города и церкви, ведь речь шла о больших деньгах.

 

Читайте также: Пиво — самый популярный алкогольный напиток в Польше

 

Теряющий доходы, как обычно происходит в подобных случаях, активизировался первым и пошел в наступление.

Пиво в истории человечества. Кафедральный собор Иоанна Крестителя

Кафедральный собор Иоанна Крестителя во Вроцлаве (изображение XVIII в.)

Но Город не хотел воевать с Церковью, поэтому направил на остров группу переговорщиков для мирного разрешения конфликта. Начавшаяся в спокойной обстановке беседа, постепенно накалилась и гости были вынуждены завершить ее угрозами. Представители мерии пообещали прибегнуть к конфискации имущества сыновей божьих и другим жестким санкциям, если Церковь не уступит.

Ответ епископа стал понятен в скором времени. Его Преосвященство наложил на весь город интердикт. На территории Вроцлава было прекращено проведение любых таинств и треб: жителей города не венчали и не отпевали, детей не крестили и т д. По сути, Вроцлав был отлучён от Бога.

Мерия, в свою очередь, развернула обещанные мирские силовые действия. Но, когда городские власти решили завоевать и разграбить остров, оказалось, что армия не очень-то и готова к бою. Все же, как не крути, население того времени крепко уважало свою веру и церковь.

Противостояние между мэром и епископом стало настолько напряженным, что на это обратил внимание король Польши Вацлав IV. В 1381 году во время своего визита в город, монарх невероятно удивился факту, что епископ закрыл все религиозные службы. Королевские войска обследовали каждое религиозное место в городе, но нигде служба не правилась. Возмущенный король Силезии потребовал от епископа возобновить все религиозные службы и с тем покинул город.

Но епископ отказался выполнить требование Вацлава IV. Получив поддержку короля, городские власти решились на крайние меры и ввели на Тумский остров войска. Всё время своего пребывания переодетые в церковное облачение пьяные солдаты слонялись по острову и разграбляли имущество церкви.

Но и вооруженное вторжение не заставило упрямого епископа передумать. Дело дошло до папы Григория XII, который издал буллу, отменяющую интердикт епископа. Папа постановил: остров может варить пиво, но только для своих жителей – тем самым монополия города была восстановлена.

 

Читайте также: Производство пива в Польше достигло максимума за последние 10 лет

 

Казалось бы все, пивная война закончилась. Епископу пришлось смириться с вердиктом Папы и проведение служб было возобновлено.

Месть, как и большинство видов пива, лучше подавать холодной. А церковь ждать умела.

Городской совет, обеспокоенный будущими угрозами своему влиянию, создал ограниченную олигархию и власть перешла в руки небольшой группки влиятельных граждан. Важные вопросы управления решались в узком кругу и интересы населения, естественно, отходили при этом на задний план. Социальное напряжение росло с каждым днем.

Наконец, в 1418 году разъярённая толпа членов гильдий, протестующая против чрезмерных налогов, коррупции и кумовства, штурмом взяла ратушу и убила шестерых членов городского совета, в том числе и главу города.

Тогдашний епископ, недавно избранный Конрад IV Старший, сказал последнее слово в разрешении конфликта. Он просто заранее отпустил все грехи членов гильдии.

Отметился в установлении мира и король. Он возвратил благосклонность горожан, обезглавив 30 лидеров восстания. А перед казнью, ненавистных управленцев кипятили в смоле и колесовали. По итогу, головы неудачливых олигархов украсили городские стены.

Так закончилась «пивная» война.

Продолжение следует. И представленные факты будут не менее интересны для пивоманов, которые хотят знать больше о любимом напитке и его истории.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков