0

Украинская пивоваренная отрасль деградирует

При отсутствии предпосылок к улучшению продаж, следующий год станет для пивной отрасли разрушительным.

За прошлый год производство пива в Украине уменьшилось на 8 % по сравнению с 2012 годом. В сравнении с пиковым по продажам 2008 годом отрасль потеряла 14% рынка и по своим объемам фактически скатилась к показателям 2006 года. В 2013 году производственные мощности пивзаводов в среднем были загружены на 60 %. На протяжении последних 4 месяцев прошлого года – на 40 %.

Об этом сообщил Игорь Товкач, исполнительный директор ЧАО «Укрпиво».

По его словам, это означает, что поступления в госбюджет от пивоваров и предпринимателей смежных отраслей сократились на 1,2-1,3 млрд. грн. по сравнению с успешным с точки зрения реализации 2008 годом. В середине следующего, 2009 года акцизы на пиво необоснованно были повышены почти в два раза, что в свою очередь и обусловило стагнацию отрасли в последующий период.

«Катастрофическое падение продаж нашей продукции за последние четыре месяца 2013 (-17 % к аналогичному периоду 2012 г.), когда сезонный фактор не влияет на уровень потребления пива, вызывает особую обеспокоенность пивоваров о состоянии отрасли в 2014 году. Продолжается негативная тенденция роста потребления дешевого пива. Сейчас объемы его продаж превышают наиболее привлекательный по доходам средне ценовой сегмент. Поэтому поводов для оптимизма в оценке перспектив 2014 пока нет. Ведь сейчас отсутствуют какие-либо предпосылки для стимулирования продаж», – прокомментировал господин Товкач.

Как он объяснил, на успешные продажи пива прежде всего влияют два фактора – цена напитка и покупательная способность потребителей. Также стимулирует потребление погода , но этот фактор активно подталкивает продажи только в жару , когда пиво покупают прежде чтобы утолить жажду.

Причиной упадка отрасли Игорь Товкач считает невзвешенный акцизный подход государства. По его мнению, перед тем, как изменять ставки акцизов , нужно инициировать экспертный диалог. «Укрпиво» готово пригласить представителей Миндоходов на одно из нескольких своих предприятий, находящихся в Киеве.

Исполнительный директор «Укрпиво» ??отметил, что крупнейшие производители пива в Украине «Сан ИнБев» и «Карлсберг» сейчас используют мощности только одного из трех заводов, которыми владеет каждая компания.

«Продукция, произведенная на этих двух заводах, удовлетворяет потребности рынка. Руководство компаний старается сохранить людей и избежать консервации заводов. В России уже закрыто 8 крупных пивзаводов и одно производство солода. Мы стараемся делать все необходимое, чтобы в Украине не повторился российский сценарий», – отметил Игорь Товкач.

По его словам, пивная отрасль – единственная среди производителей алкоголя и табака, которая не может апеллировать, что в случае повышения акцизов уйдет в тень.

«Производство пива – сложный технологический процесс, требующий серьезных инвестиций. Для изготовления пива нужно много ингредиентов , подготовленные специалисты, дорогостоящее оборудование . Наша прибыль связана не с большой маржой на продаже сотни – тысячи бутылок. Чтобы действительно покрыть кредиты и при этом иметь прибыль, необходимо реализовывать десятки миллиардов литров пива в год. На заводах стоят счетчики воды, электроэнергии. Сырье, в первую очередь солод и производные переработки хмеля, также подлежит строгому учету. Поэтому скрыть что-то невозможно, да и смысла не имеет. Такой «риск» не оправдается величиной сомнительной возможной прибыли», – отметил господин Товкач.

Он добавил, что если водку можно довольно просто изготовить из спирта у себя дома, в гараже, то с пивом этот вариант не пройдет.

«На производство пива уходит минимум 14-16 дней, чем пиво крепче, тем дольше оно должно выигрывать. С одного танка, где пиво набирает алкоголь, разливается порядка 40 тыс. ящиков пива. А для более – менее серьезного пивзавода таких емкостей необходимо от 16 и более. Поэтому скрыть производство также не получится», – сказал Игорь Товкач.

Сейчас украинские пивзаводы вынуждены оптимизировать свою деятельность – направлять работников в отпуска за свой счет, сокращать смены и т.д.

Но не только производители переживают трудные времена.

«Фермеры, реализующие зерно, производители хмеля, солода и дистрибьюторы также несут убытки, – отметил господин Товкач. – Отрасль требует глубокого анализа и диалога с соответствующими государственными учреждениями. В первую очередь разработать долгосрочную акцизную политику государства . Эту инициативу поддерживают и производители легального крепкого алкоголя , вина и слабоалкогольных напитков. Все должны понимать, почему повышают тот или иной акциз, какие последствия будут иметь такие шаги. Всему этому должно быть логическое объяснение. Инвесторы должны чувствовать уверенность относительно будущего своих инвестиций».

По его словам, при нынешних показателях загруженности производственных мощностей инвестиции в отрасль себя не оправдывают в полной мере.

«Хотя рынок пива в Украине очень перспективный и при наличии благоприятных условий мог бы вырасти как минимум на треть от нынешнего объема. Надеемся, что придет время , когда на это обстоятельство все же обратят внимание и в отрасли начнется период Ренессанса», – добавил Игорь Товкач.

Sergey Tkach