1

Сенсация: в Африке обнаружен древний ритуал пивопития

«Пиво объединяет», – говорится в слоганах различных реклам пива. Ну да, пиво пьют, когда что-то празднуют или когда просто собирается несколько человек вместе. Но на самом деле пиво может «объединять» намного сильней, оно может связывать людей силой традиций, как это и происходит в народности коса.

Далеко не всем известно, что в далекой Южно-Африканской Республике живет народность коса, численность которых составляет около 8 млн человек. Но еще меньше людей знают о том, что эта народность имеет особые традиции потребления пивного напитка. Ритуал распития пива структурирован согласно определенным принципам, среди которых месторасположение гостей и хозяев на празднестве, объем пива, который положен каждому пришедшему и даже то, кто с кем общается на пивной «вечеринке».

Потребление пива в Южно-Африканской Восточной провинции – это публичное действо, которое проходит по какому-либо важному поводу: свадьба, выезд соратника заграницу, сбор урожая, постройка нового дома и другие не менее важные активности. При этом правила проведения празднества немного видоизменяются от повода к поводу.

Начнем с общих правил типичного «пивопития»:

  • мужчины и женщины занимают отдельные места
  • Церемония проходит под руководством мастера церемонии, хозяина жилища, в котором происходит действо
  • мужчины и женщины, принадлежащие к той же территориальной общине, что и хозяева, первыми пьют пиво. Вторая очередь отводится для мужчин, которые проживают в других общинах.
  • каждый аспект церемонии должен быть полностью объяснен. Так, каждый должен понимать, почему его очередь именно такая, почему ему дали столько пива, а не больше, почему он сидит в доме или во внутреннем дворике

Кстати говоря, вопрос месторасположения пришедших чрезвычайно важен. Начнем с того, что в «домашнюю усадьбу» косийцев входит несколько домов, внутренний дворик и скотный двор. Сам процесс распития пива проходит в главном доме. Если празднество незначительное, то все пришедшие помещаются в главном доме, и остальная территория остается незанятой. Но это бывает редко. Зачастую собирается много людей, и тогда в главном доме располагаются только общины. Женщины и мужчины из остальных общин садятся снаружи.

древний ритуал пивопития

Расположение строений косийцев

В главном доме места справа от двери ассоциируются с мужчинами, слева – с женщинами. Передняя часть дома считается более значимой, чем задняя, поэтому люди постарше садятся сразу возле двери, а молодежь – возле задней стенки. И наконец, места внутреннего круга оцениваются ниже, чем места внешнего (возле стены).

Хозяева, по обыкновению, занимают наилучшие места – справа от двери. То, в каких отношениях находятся другие приглашенные с хозяевами жилища, зависит их месторасположение. То, где сидят гости, влияет на то, когда и о чем они будут разговаривать, сколько пива выпьют и в каком порядке получат право пить пенный напиток.

Древний ритуал пивопития у африканцев

Древний ритуал пивопития у африканцев

Решение о том, кто где будет сидеть и сколько пива получит, принимается не хозяином дома, в котором происходит «пивопитие», а старшиной общины.

После того, как все приглашенные расположились на своих местах внутри дома, туда зовутся по очереди люди, сидящие снаружи. Если остались

свободные места, они располагаются на них. Но чаще всего дом оказывается полон, и новые посетители лишь выражают свое почтение за то, что они приглашены вовнутрь. При этом они видят, что «дом полон и просят разрешение разместиться снаружи».

После того, как все уселись, хозяин церемонии говорит о том, по какой причине все собрались, сколько пива было сварено и как оно будет делиться между пришедшими. Каждый аспект процедуры, каждый бокал пива, каждое месторасположение должны быть публично оглашены и объяснены. Если кто-то не согласен с происходящим, церемония не начинается, пока через дебаты участники процесса не придут к консенсусу.

Африканский ритуал пивопития

Африканский ритуал пивопития

Пиво раздается в несколько кругов, причем по порядку раздачи можно судить о группах людей, которые являются главными работниками, о группах людей, которые им помогают, и даже о том, кто это делает на взаимных началах, принципах морали и соседства. В первую очередь раздается пиво хозяевам церемонии, остальные же в это время следят за правильностью проведения празднества. Во втором круге пиво получают остальные участники торжества.

Что касается участия женщин в церемонии, то они обычно занимают места снаружи, возле сложенных дров, которые находятся недалеко от дома. Это место ассоциируется с женщинами как с символом хранительницы очага. Молодые замужние девушки обычно формируют отдельную группу и садятся в стороне от других женщин. Как и парням, им разрешено посещать пивные церемонии только в тех общинах, где они проживают.

Женщина может зайти в дом, где находятся мужчины, только в том случае, если ее муж позовет ее, когда до него дойдет очередь. В этом случае девушке разрешено брать с собой одну подружку. Перед тем, как зайти в дом, женщины плотно укутываются в свои шали. Для получения напитка они опускаются на колени. После глотка женщина отдает кружку обратно своему мужчине со словами благодарности. Девушки не особо инициируют какие-либо разговоры и опускают взор вниз в знак почтения своего мужа. Женщины постарше могут взять с собой двух подруг и выпить больше пива. Если кружка возвращается почти пустой, товарищи мужчины, пригласившего свою жену, начинают сердиться на него за то, что он позволил своей женщине выпить так много «их» пива.

Хотя бывают и такие ситуации, когда женщины сидят в доме. Это происходит, если девушка выходит замуж либо когда она становится вдовой. Тогда она со своими подругами сидит в доме слева от двери.

Получается, что традиция пить пиво, когда собирается группа людей, – это не просто современная выдумка, это ритуал, который уходит корнями в далекое прошлое. В зависимости от экономических и политических изменений, новинок, появляющихся в обществе и влияющих на жизнь косийцев, изменяются и элементы пивного ритуала. Но при этом никто не злоупотребляет пенным напитком и не сменяет его на крепкий алкоголь, чтоб «дойти до кондиции». Пиво – это святой напиток, который не просто идет в ногу с процессом развития народа коса, это неотъемлемый элемент единства этого народа.

Алина Шанти

Алина Шанти

  • Аня Роднина

    интересно )