1

Рынок сидра растет

Украинский рынок сидра не демонстрирует бурного роста, но операторы не перестают надеяться на его развитие.

Так сложилось, что сидр стал новым, точнее, хорошо забытым старым, напитком для украинских потребителей. Эта ниша на отечественном алкогольном рынке начала формироваться буквально 4-5 лет назад. Тогда некоторые эксперты прогнозировали, что сидр за несколько лет может превратиться из нишевого продукта в “национальный” напиток. Но чуда не произошло.

Хотя сидр и не стал “национальным” напитком, нельзя сказать, что эта ниша в Украине не растет. По данным Госстата, в 2013 году, по сравнению с 2012 году, производство этого напитка выросло на 16%, до 1,4 млн дал. В целом игроки считают, что украинский рынок сидра растет на 5-7% в год, хотя очень расходятся в оценках его объема. Дело в том, что некоторые компании, исследующие эту нишу, включают в нее кроме сидра и другие слабоалкогольные напитки. Поэтому, например, по данным специалистов Винно-коньячной группы “Украинская алкогольная компания “Олимп”, объем украинского рынка сидра составляет примерно 11 млн дал. Эксперты компании Carlsberg Ukraine, ссылаясь на данные ACNieLsen Ukraine, оценивают объем этого сегмента в 3,6-4 млн. дал. Согласно мировой практике, сегмент сидра сравнивают с рынком пива (по близости уровней алкоголя в готовом продукте). Если взять за основу оценку рынка вышеупомянутого агентства, то получается, что в Украине ниша сидра составляет 1,4-3% от рынка пива. Дпя сравнения, по данным компании Canadean, в Германии это 1% от рынка пива, в Великобритании – 17%. То есть, с одной стороны отечественнй рынок сидра не плохо вырос за короткий период времени, с другой – небольшой размер этой ниши сдерживает потенциальных игроков от работы в ней.

Еще в 2011 году когда Carlsberg Ukraine начинала производство сидра, экс-директор компании Петр Чернышев выражал надежду, что и другие крупные игроки пивного рынка заинтересуются этой продукцией, что будет способствовать развитию сегмента. Но пока этого не произошло, и, как уже говорилось, количество игроков увеличивается за счет притока зарубежных, а не украинских производителей. По мнению Жанны Никитиной, маркетинг-директора ВКГ УАК “Олимп”, украинский ритейл реагирует на увеличивающийся спрос собственным импортом сидра из Франции, Испании, Литвы, Эстонии, Бельгии и Белоруссии. И если в январе – ноябре 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, согласно официальной статистике, экспорт сидра в натуральном выражении немного сократился, то импорт вырос почти вдвое.

Кстати, САН ИнБев Украина, имеющая в международном портфеле сидр, пока не торопится его выводить на украинский рынок.  “Этот рынок очень сложный и нишевой, поэтому на нем мало игроков. У потенциальных игроков нет интереса бороться за такой небольшой сегмент“, – считает Евгений Молодцов, генеральный директор ООО “Роял Фрут Гарден”. А вот представители ВКГ УАК “Олимп” сообщили, что в 2014 году планируют увеличить производство сидра на 20% за счет продукции в стеклянной таре (у них есть также сидр в алюминиевых банках). По данным экспертов компании, в 2013 году в общем объеме производства сидра 85,9% принадлежало компании Carlsberg Ukraine (TM Somersby), 9,7%ООО “Роял Фрут Гарден” (TM RoyalFruit), 4,4%ВКГУАК “Олимп”(TM Ranetti).

Если потенциальных игроков сдерживает в большей степени узость ниши, то работающие компании сталкиваются с трудностями при оформлении производственной документации, а также с регуляторными ограничениями сбыта, необходимостью приобретать лицензию на розничную торговлю напитком. “Мы в свое время направляли письма и в Администрацию Президента, и в Кабмин, хотели объяснить государству, что для развития этой категории необходимо убрать лицензию на розничную торговлю сидром, потому что это существенный барьер, мешающий развитию продажи. К сожалению, безуспешно“,- рассказал Молодцов.

Вследствие определенной новизны продукта для украинских потребителей, а также с учетом существующих в стране законодательных ограничений на продвижение алкоголя операторам также приходится преодолевать трудности, связанные с позиционированием этого напитка. Некоторые еще ищут целевую аудиторию потребителей своей продукции. “Мы столкнулись с тем, что молодежь старше 20 лет, которая во многих странах является основным потребителем слабоалкогольных напитков, непросто убедить в пользе натуральных напитков, коим является сидр“, – сообщил Евгений Молодцов.

По данным  Жанны Никитиной, в разных странах этот напиток позиционируется по-разному. Во Франции сидр исторически позиционируется как игристое вино из сброженного яблочного сока, в Великобритании, Испании – как альтернатива пиву. На украинском рынке, по словам производителя, присутствуют две культуры потребления этого напитка – “пивная” и “винная”.  Есть сидр в бутылках французского стиля с корковой пробкой, а есть  английский вариант сидра, который ближе к категории легкого пива. На сегодняшний день большую часть этой ниши сейчас занимает продукция второго типа, так как, украинские потребители больше воспринимают сидр как альтернативу пиву, а не как недорогое игристое вино.

Валерия Вершилова