0

Рынок пива, несмотря на рост премиального сегмента, продолжает падать

По данным Госкомстата, за 9 месяцев 2012 года производство пива в Украине уменьшилось на 0.5%, до 243 млн дал, а рынок пива «просел» еще более – на 1.4%, до 224 млн дал. При этом средняя отпускная цена в сентябре 2012 года превышает среднюю цену прошлогоднего аналогичного периода на 15.4%. Доля рынка компаний, ориентировавшихся на массовый сегмент, уменьшилась, в то время как производители премиального пива усилили свои позиции на рынке.

В 2012 году изменение долей рынка пивоваренных компаний произошло за счет смещения рынка в сторону более премиальных сортов пива. В результате этого компании, ориентировавшиеся на более массовый сегмент, ослабили свои позиции.

рынок пива украины

Изменение долей рынка основных производителей пива в Украине, %

Данные: AC Nielsen

SAN InBev Ukraine потерял наибольшую долю рынка пива по сравнению с конкурентами

Доля рынка SAN InBev Ukraine уменьшилась на 2.1 п.п, до 34% за счет падения продаж пива массового сегмента, в основном ТМ «Черниговское». При этом премиум-сегмент компании, представленный брендами Staropramen и Bud, показал уверенный рост.

Бренд Bud появился на украинском рынке в апреле 2012 года, причем его выход сопровождался масштабной рекламной компанией, стоимость которой оценивается в 30 млн грн (данные: агенство AMM/Viseum, Оксана Стехина). В результате менее, чем за год, бренд смог захватить около 1.2% рынка пива.

рынок пива украины

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям SAN InBev Ukraine Денис Хренов комментирует это следующим образом: «Мы решили сделать ставку на продвижение среднеценовых и премиальных сортов пива (5,5-7,5 грн за бутылку 0,5 л), поскольку они являются более маржинальными».

 

Carlsberg Ukraine, ориентируясь на премиум класс, показывает рост

Увеличение доли Carlsberg Ukraine незначительно – 0.4 п.п. При этом нужно понимать, что улучшение показателей произошло на фоне проведения чемпионата Евро-2012, в котором компания была официальным спонсором.

Представители компании довольны результатом: продажи премиального бренда Carlsberg выросли на 16%, хотя его доля остается незначительной – около 0.7% рынка.

Интересно, что средние отпускные цены компании являются наиболее высокими на рынке. Так, например, отпускная цена ПБК «Славутич» превышает наименьшую отпускную цену на рынке (Бердичевский пивоваренный завод) более чем в 1.5 раза.

“Оболонь” делает ставку на экспорт пива в Беларусь

рынок пива украины

Доля «Оболони» на украинском рынке снизилась на 0.3 п.п.   Максим Кушнир, заместитель маркетингового директора АО «Оболонь», считает, что потеря доли украинского рынка с лихвой компенсируется экспортными поставками: «Компания является крупнейшим экспортером, поэтому может терять долю на внутреннем рынке, но наращивать на внешних».

За 9 месяцев 2012 года объем производства пива «Оболонь» показал 5% рост, до 79 млн дал. При этом после отмены запрета на ввоз украинского пива в Беларусь, поставки украинского пива в Республику увеличились почти в 1.5 раза (по результатам трех кварталов 2012 года).

рынок пива украины

Экспорт украинского пива в Республику Беларусь, млн дал

Источник: Госкомстат

Небольшие компании наращивают обороты за счет улучшения дистрибуции

Efes Ukraine и Перша приватна броварня (ППБ) увеличили свои доли на 0.7 п.п. и 0.5 п.п., до 5.2% и 2.8% соответственно.

рынок пива украины

Алексей Андрейченко, старший аналитик ИГ «АРТ-Капитал» комментирует подобную тенденцию следующим образом: «Компаниям удалось нарастить долю за счет улучшения системы дистрибуции».
При этом компании нацелены на увеличение своей доли, в первую очередь, на рынках крупных городов. Эту стратегию подтверждают и цифры. Доля Efes Ukraine в городах-миллионниках составляет 6.8%, а доля ППБ – около 6%. Оба показателя значительно превышают среднерыночные доли компаний.

рынок пива украиныПосле того как было запрещено употребление пива на улицах, начал падать массовый сегмент — теперь люди предпочитают пить премиальное пиво в заведениях. Однако поскольку доходы населения не растут, то объемы при этом сокращаются. В итоге люди пьют дорогое пиво, но в небольших объемах — растет премиум-сегмент“, – комментирует общую ситуацию на рынке Максим Васильев, директор по маркетингу ППБ.

Получается, что с одной стороны, подобная тенденция говорит о развитии культуры потребления пенного напитка, когда люди пьют небольшими порциями, наслаждаясь каждым глотком. Но с другой стороны, на фоне роста рынка водки (за январь-сентябрь 2012 года производство водки увеличилось на 4.3%, до 24.1 млн дал) становится понятным, что потребители переориентируются на потребление более крепких алкогольных напитков. Это происходит за счет того, что цена 1% об.алк. в водке – наиболее популярном крепком алкоголе в Украине – дешевле, чем цена 1% об.алк. в пиве. По данным Госкомстата, в октябре 2012 года средняя отпускная цена 1% об.алк. водки на рынке Украины составила всего 0.38 грн/л, в то время как аналогичный показатель для пива равен 1.14 грн/л, то есть ровно в три раза выше. Это объясняет, почему водка продолжает лидировать на рынке потребляемого чистого алкоголя, а рынок пива склонен к падению.

рынок пива украины«Пока алкоголь, содержащийся в водке, будет дешевле алкоголя, содержащегося в слабоалкогольных напитках, решить проблему алкоголизма в Украине будет невозможно. Это подтверждают и рекомендации Всемирной организации здравоохранения, и опыт европейских стран», – подтверждает Игорь Товкач, исполнительный директор ЧАО «Укрпиво».

 

Подводя итоги, стоит выделить несколько тенденций: с одной стороны, наблюдается рост культуры потребления пива и увеличение его премиального сегмента, с другой – повышение спроса на крепкий алкоголь. При этом если первый тренд поддерживает понятие ответственного потребления алкогольных напитков, второй – полностью ему противоречит. Это еще раз подчеркивает необходимость скорейшего утверждения алкогольной политики государства, соответствующей европейским стандартам, в рамках которых всячески поощряется переход от потребления крепкого алкоголя к потреблению слабоалкогольных напитков. Согласно ВОЗ, это действие является одним из наиболее эффективных в рамках борьбы с проблемой алкоголизма.

Алина Шанти

Алина Шанти