0

Рост акциза на алкоголесодержащие напитки на 8,5% в 2015 году предлагает УДАР

30 мая в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 4976 народного депутата Украины Анатолия Ревенко (УДАР). Данный законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Украины касаемо ставок акцизного налога на алкогольные напитки, пиво и табачные изделия на 2015-2017 г.г.

Согласно пояснительной записке к законопроекту,  предлагается с 1 января 2015 проиндексировать акцизы на уровень прогнозного роста индекса потребительских цен – 8,5% и далее, в последующие два года еще по 10% соответственно.

О том как к такой инициативе относятся представители пивоваренной отрасли мы решили узнать у исполнительного директора отраслевой компании по производству пива, безалкогольных напитков и минеральных вод ПАО “Укрпиво” Игоря Товкача.

Комментируя законопроект, господин Товкач в частности сообщил: “Явным позитивом этого законопроекта является то, что он внесен СВОЕВРЕМЕННО! Иными словами, выдержаны законодательно определенные временные рамки подачи законопроекта, который направлен на изменение налогообложения. Подобные акты должны утверждаться минимум за шесть месяцев до начала нового финансового года.

 

Законопроект народного депутата Украины Анатолия Ревенко был внесен своевременно, без нарушения законодательно определенных временных рамок. На этом, собственно и заканчиваются позитивные моменты, связанные с новеллами, которые предлагает автор.

 

Господин Товкач прокомментировал и негативные моменты законопроекта, которых, к сожалению, оказалось больше:

  1. Согласно действующего законодательства авторство при разработке и регистрации подобных законопроектов может принадлежать только Правительству! В этом положении действующего законодательства есть глубокий смысл. Во-первых, усугубление налогового давления на бизнес должно происходить на основе детального экспертного анализа текущего состояния отрасли и государственного подхода к дальнейшим перспективам наполнения государственного бюджета. Во-вторых, подобные инициативы должны носить системный характер, покрывая все подакцизные отрасли, а также иные сборы, которые планируются к введению в действие с началом следующего года.
  2. Никчемность данного законопроекта также и в том, что автор, экстраполируя уровень инфляции в 2016-2017 г.г. довольно грубо прогнозирует рост ставок. Представляется, что ныне закрепленная в Налоговом законодательстве норма о ежегодном пересмотре акцизов в соответствии с прогнозом предыдущего года намного точнее. Отвлекаясь от не научности и несправедливости данного положения как такового, представляется более корректным просто продлить срок деятельности этой нормы в действующем законодательстве.
  3. Поражает объем и глубина авторского прогноза роста будущих поступлений в Госбюджет от этой инициативы. господин Ревенко в этой части оказался категорически лаконичным. Финансово-экономическое обоснование вылилось в одно предложение и убедительную сумму – 2,911 млн. грн. в 2015 году. Видимо, самый распространённый подход: старый объем производства умножен на разницу акциза и после нажатия знака «равно» – результат. Не проверял лично правильность арифметических манипуляций автора, но склонен поверить, что цифра правильная. Народный депутат даже здесь пожалел времени и не «спрогнозировал» ожидаемые доппоступления в 2016-2017 г.г.

 

“Для пивоваров существует четкая причинно-следственная связь. Рост налогов – увеличивает цену – снижает потребление и, соответственно поступления от других видов налогов.”

 

На самом деле вынужден признать, что в таком ученическом, на уровне арифметики третьего класса, подходе автор не оригинален. Он просто научился именно так «финансово-экономически» обосновывать якобы увеличение доходной части бюджета у правительственных чиновников, которые и стали первоисточником «упрощенки». Но ведь есть и другие, более весомые в совокупности виды налогов: НДС, на прибыль, соцотчисления, разнообразные сборы. И не только от подакцизной отрасли, а и от смежников. Их не умеют и самое страшное – пока не хотят учитывать прогнозируя бюджетные поступления. Во всяком случае, для пивоваров существует четкая причинно-следственная связь. Рост налогов – увеличивает цену – снижает потребление и, соответственно поступления от других видов налогов. Алгоритмы подобных расчетов есть во всех развитых странах мира. Есть они и у украинских пивоваров. Сложность в одном – найти понимание со стороны народных депутатов и чиновников, что реформирование подходов к управлению экономикой должно начинаться с конкретных дел, а не пустопорожних разговоров о необходимости построения инвестиционно привлекательных условий в Украине или приближении стандартов ведения бизнеса и учета к их европейским аналогам.” – заявил исполнительный директор “Укрпиво”.

Валерия Вершилова