1

Россия: Пиво теряет спрос? Кто виноват и почему

С пьянством можно бороться только пивом.

Дэйв Барри

2013 год, вероятно, ознаменуется для пивоваров не только Украины, но и России, возрастанием в разы акцизов на пиво, массовыми обвинениями в спаивании нации и распространением не существующего, но такого желаемого для лоббистов водочной индустрии «пивного алкоголизма».

Навязчивая идея политиков приравнять пиво к алкоголю на уровне коньяка и водки, на первый взгляд, может показаться весьма благородной, однако, истинная причины не может лежать на поверхности.

Весомое обстоятельство, прибыль пивоваров почему-то принято считать сказочной, как следствие повышение акцизного давление на эту отрасль ежегодно ошеломляет её представителей. С 1 января акцизы на пиво были увеличены на 25 процентов (с 12 до 15 рублей за литр). За последние пять лет ставка была увеличена в пять раз (в 2007 году она составляла три рубля), а к 2020 году ее планируется поднять до 20 рублей.

Во-вторых, для уровня популярности пенного напитка не малую роль играет целевая аудитория. По данным Росстата, в 2006 году численность молодых людей с 15 до 24 лет составляла 24 миллиона человек, а в 2012 году к этой возрастной группе относились 19, 3 миллиона человек. В результате пик потребления пива в России пришелся на первую половину 2000-х годов, а с 2008 года продажи напитка в стране демонстрируют тенденцию к снижению. Всему виною затяжная демографическая яма в 1990х годах на всей территории бывших советских республик.

Сезонные факторы также играют колоссальную роль в определении численности сбыта продукции. Холодная зима 2012-2013 годов является еще одной причиной сокращения потребления пива, которая, так же как и «демографическая яма», не зависит ни от государственного регулирования, ни от самих пивных компаний. Занятный факт, что в случае обвинения производителей пива в продуцирование «пивного алкоголизма»,  обстоятельство сезонности существенно «растаптывает» любые обвинения. С большой долей сомнения вериться, что пивной алкоголик сумеет держать свою зависимость на протяжении полугода холодного периода и ждать потепления.

Возвращаясь к сухим фактам, следует заметить, что для эффективной продажи любого продукта необходимы каналы сбыта. Для гигантов производства пива, как ни странно, основной точкой прибыли оставались киоски и ларьки под домом, во дворах…но так было до недавнего времени.

По собственным оценкам пивоваренных концернов, на мелкие магазины, ларьки и киоски приходилось около 40 процентов продаж пива. При этом для небольших торговых точек пиво было главным способом заработка. Запрет ночной продажи пива был введен в связи с признанием пива алкоголем. Норма начала действовать с 1 января текущего года, а для пива крепостью выше пяти градусов правило действовало еще с 1 июля прошлого года. В настоящее время продажа пива запрещена с 23:00 до 8:00. Аналогичный запрет для остальных видов алкоголя был введен еще несколько лет назад, но пиво долгое время оставалось исключением. С начала текущего года напиток, так же как и остальные виды алкоголя, можно покупать без ограничений только в предприятиях общественного питания.

Представители других отраслей, в частности ликеро-водочные комбинаты, также негодуют относительно спада своих продаж и «скачкообразной» налоговой политики. Но, смотря правде в глаза, можно смело утверждать, что явление теневого рынка не характерно для пивоваров, однако именно посредством последнего водочники компенсируют все свои убытки во время повышение акциза. Более того, смехотворно ранними кажутся утверждения того, что водочники также терпят убытки из-за повышения акцизов, так как русский водочный алкоголизм своего удельного веса до сих пор не поменял.

Как сообщает finance.ramble.ru со ссылкой на Российскую Федеральную службу статистики, В 1-м полугодии 2013 года доля водки в абсолютном алкоголе, проданном россиянам, составила 46,5% (69,3 млн декалитров) против 50,1% (76,4 млн дал) в 1-м полугодии прошлого года.

В то же время доля пива увеличивается: за 1-е полугодие этого года она составила 32% (502,2 млн дал) против 31,6% (508,3 млн дал) за соответствующий период прошлого года.

 

Daria Turanskaya

  • Соня

    Очень хочется иностранным корпорациям споить русскую нацию! Советую еще обратить внимание на качество выпускаемого алкоголя.