1

Россия: обзор рынка пива за первое полугодие 2014 года

Российский рынок пива, как впрочем и украинский,  переживает не лучшие времена.  Согласно данным пивоваренной компании «Балтика», части  Carlsberg Group, в 1 полугодии падение рынка пива составило 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

На рынок повлияли погодные условия, введение ограничений по месту и времени реализации пива и общая макроэкономическая ситуация, которая оказывает негативный эффект на потребительские настроения.

Недавно «Балтика» обнародовала отчет о результатах деятельности за первые 6 месяцев текущего года. Так, объемная доля рынка компании сократилась на 1,2% по отношению к аналогичному периоду 2013 года и составила 37,4 %. Однако, в стоимостном выражении доля рынка компании сократилась только на 0,5%.  Падение доли  обусловлено запуском новых форм упаковки, а также временными техническими сложностями в продажах вследствие изменения организационно-правовой формы «Балтики». Тем не менее, в июне доля рынка по объему прекратила падение, а в стоимостном выражении даже начала расти.

Президент ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Исаак Шепс так прокомментировал ситуацию: «В условиях серьезных вызовов рынка и негативной динамики объемов продаж “Балтика” сумела достичь органического роста операционной прибыли и улучшения рентабельности. Этого удалось добиться благодаря очень строгому контролю затрат, планомерной работе по улучшению прайс-микса и отличительному  от прошлого года графику инвестиций в маркетинг и продажи».

Тем не менее,  материнская компания Carlsberg, из-за ухудшения конъюнктуры в России и Украине, понизила свой прогноз прибыли на год. Это уже второй случай в течение текущего года, когда Carlsberg вынуждена  снижать свои прогнозы по годовой прибыли, что вызвано проблемами в  экономике Восточного региона. Кстати, на российский рынок приходится около 35% операционной прибыли пивоварни.

Эксперты компании уверенны, что проблемы в России могут оказать гораздо большее влияние на годовые доходы, чем ожидалось ранее, даже несмотря на небольшой рост доходов во втором квартале. В настоящее время компания ожидает, что чистая прибыль упадет в 2014 году на 3-6% по сравнению с прогнозными ожиданиями роста до 3%. Carlsberg также заявляет, что в объемных показателях прогнозируется дальнейшее сокращение рынка пива до  9% за год.

После опубликования  такого прогноза акции  компании Carlsberg на европейских фондовых рынках подешевели на 3,7%. В то же время, котировки их конкурента Heineken выросли на 6,7%, поскольку компания сообщила о неожиданно высокой операционной прибыли в первом полугодии. Хотя объемы продаж Heineken в России в этот период упали более чем на 10%, выручили продажи на стабильных рынках. Доля российского бизнеса в операционной деятельности материнской компании не столь значительна, поэтому экономические сложности стран Восточного региона значительно меньше влияют на бизнес компании.

Для того что бы удержать позиции  на  российском рынке Carlsberg решила уменьшить объем бутылок наиболее популярных брендов, которые реализуются в России. Тем самым, руководство компании пытается избежать повышения цен на продукцию. «Благодаря этой инициативе, нам не придется так сильно поднимать цены, хотя при этом немного уменьшаться объемы (напитка в таре-ред.)» – заявил глава датской пивоварни Йорген Буль Расмуссен.

К тому же, планируются и другие меры для стабилизации бизнеса в России, где компания столкнулась с инфляцией и высокими налогами. Среди них г-н Расмуссен упомянул презентацию новинок, включая выпуск алкогольного напитка с лимоном, а также маркетинговые решения, как например, спонсорство в хоккейной лиге.

Не слишком радужными оказываются перспективы российского филиала AB InBev. Из-за тех же сложностей на российском рынке, в апреле текущего года компания приостановила  работу третьего по счету завода в России. По словам пивоваров консервация производства в Перми была вызвана исключительно экономическими причинами: продолжающимся падением пивного рынка вследствие чрезмерного административного давления на отрасль и крайне жесткого регулирования отрасли со стороны федеральных властей. В настоящее время представители компании уверяют, что не собираются возобновлять работу предприятия, так как текущая ситуация на пивном рынке и прогнозы его развития совершенно не обнадеживают. Косвенным подтверждением серьезности их намерений является поиск покупателей на оборудование, которое установлено на заводе.

Но помимо сложной экономической ситуации на пивном рынке России, европейские пивоваренные компании, которые имеют свои представительства и производственные мощности на территории РФ обеспокоены падением уровня потребительских настроений населения. Этот фактор напрямую связан с противостоянием России и  Запада вследствие вооруженного конфликта на востоке Украины и аннексией РФ территории Крыма.  По словам пивоваров, настроения потребителей и негативные тенденции национальных экономик в ряде стран Восточной Европы становятся все более сложными и неопределенными. А пивоваренная компания Carlsberg  заявила, что если ее доходы в России к концу года упадут ниже прогнозных, то она будет также вынуждена закрывать отдельные производственные площадки в этой стране.

 

Справка: как уже сообщалось ранее, после кризиса 2008 года и беспрецедентного роста ставок акциза в последующие годы в России крупными иностранными инвесторами было закрыто девять пивзаводов и прекращена работа одного солодовенного производства. 

 

По словам главного исполнительного директора Heineken Жана-Франсуа ван Боксмеера в долгосрочной перспективе европейские пивовары по-прежнему считают Россию хорошим рынком для бизнеса, но в данные момент это рынок переживает трудные времена

Виктор Бойчук