4

ПОВЫШЕНИЕ МРЦ НА АЛКОГОЛЬ (КРОМЕ ПИВА)

В украинских реалиях – правильная, хоть и запоздалая полу-инициатива КМУ 

Многие СМИ, днями, запестрели заголовками, типа «Правительство подняло цены на алкоголь».

На самом деле, это не совсем так. Вернее констатировать, что КМУ зафиксировал минимальные цены на алкогольные напитки (кроме пива) на уровне экономически обоснованных. Вот, что изменилось, по факту?

 

Посетив ряд сетевых магазинов разных брендов, легко убедиться – та же водка от большинства крупных производителей и без того продается по цене от 64-68 гривен за поллитровку. А та, что по 52 грн., откровенно не внушает доверия своей «подлинностью». Особенно, на фоне недавней волны массовых отравлений алкоголем.

 

Читайте также: ОТСЛЕДИТЬ, КУДА РАСХОДИТСЯ «ТЕНЕВОЙ» АЛКОГОЛЬ, НЕВОЗМОЖНО – ЭКСПЕРТ

 

Легальный производитель алкогольных напитков, в условиях жесткой конкуренции и переизбытка мощностей, менее всего заинтересован в росте цены на свою продукцию. Ибо цена – в условиях низкой покупательной способности населения, самое действенное конкурентное преимущество. Поднять цену первым – равнозначно упасть в продажах и уступить часть своей доли рынка конкурентам.

 

Но бизнес, также не может работать без прибыли. Иначе, легальный и прозрачный производитель будет вынужден искать пути оптимизации налогов. Или закрыться.

 

Минимальная розничная цена и направлена на то, чтобы легальные производители имели возможность честно заработать. А МРЦ 39,9 грн/0,5 л. водки, которая до недавно существовала волею решения ВАСУ от 30.06.16 (отменил МРЦ 54,9 грн/0,5 л.), – цель введения МРЦ нивелировала. Так как едва покрывала сумму необходимых к уплате налогов. Без учета затрат на хоздеятельность бизнеса.

 

Читайте также: Водка в рознице от 68 грн./0,5 л, вино – от 39 грн./0,7 л. Где не прав Минфин?

 

Так что повышать МРЦ до экономически оправданного уровня – правильно и необходимо.

 

Ведь по факту, нет у крупнейших водочных производителей сверхприбылей.

 

Читайте также: Владимир Остапюк: “Отмена Высшим административным судом МРЦ на алкоголь убьет отрасль”

 

Можно спорить, стоит ли в расчете МРЦ учитывать маркетинговые, дистрибуционнные  затраты или средства, которые направляются на присутствие в сетях. Представляется, что да. Регулятор обязан прислушиваться к производителям, которые обеспечивают львиные объемы продаж. А далее, выходить на некие усредненные цены. Пусть самые эффективные заработают больше. Но не демпингуют. Да, не рыночно. Но иначе, заинтересовать всех крупных работать честно будет очень сложно.

 

Однако, утверждая более высокую МРЦ правительство не может не понимать, что легальная водка еще больше проиграет в цене неучтенной. Предложений в иннете поставить водку по 17-20 грн/0,5 л. более, чем достаточно.

Нелегальная водка

 

Поэтому, КМУ ОБЯЗАН был также предложить пути противодействия теневому рынку. Не точечные, а системные.

 

Например:

 

1. Обеспечить жесткий контроль за производством и оборотом спирта, коего по признанию КМУ поставляется “нелегалам” до 31% от общих объемов.

2. Понять, что акциз уже не источник доп. дохода в бюджет. Пора с производителями обсудить пути выведения деградирующих алкогольных отраслей (всех) на позитивные тренды развития.

3. Ввести контроль за оборотом неучтенного алкоголя. Основные каналы поставок: через Иннет и на оптово-розничных рынках.

4. Ужесточить контроль на маршрутах импорта (первоочередно: из ЛДНР и Молдовы)

5. Продолжить профилактическую работу по выявлению нелегальных производств (вскрываются такие периодически, но эта мера не столь эффективна, как вышеупомянутые).

 

Госбюджет и легальный рынок могут выиграть только за счет детенизации. Там давно за 15 млрд. грн. возможных совокупных допдоходов в бюджет. Замещение неучтенного алкоголя легальной продукцией также является основным и наиболее простым путем к восстановлению отрасли по производству спиртосодержащих напитков.

 

Иначе? Теневой рынок еще больше увеличится с текущих 60%.

 

Тем временем, сегодня стало известно, что 17 ноября в зале Верховной Рады будет рассматриваться законопроект КМУ №5132 (о ставках акциза на 2017 г.)

Как ранее писал BeerComments этот документ предусматривает повышение ставок акциза на пиво и крепкий алкоголь на 20%.

О решении Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики по 5132 будет сообщено 16 ноября.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков, Игорь Товкач

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков