0

Потребление пива в Украине падает с каждым годом

Уровень потребления пива в Украине в 2013 году упал до 56 литров на душу населения. Это наименьший показатель за последние 6 лет. Максимальное количество янтарного напитка  украинцы выпили в 2007 году – 67,9 л. Последующий период демонстрирует снижение потребления.

Общеизвестно, что уровень потребления алкогольных напитков зависит от многих факторов: покупательской способности населения, питейных традиций, алкогольной политики государства, законодательных ограничений т.д. Стоит отметить, что в странах с развитой  культурой потребления алкоголя количество людей, предпочитающих крепкие спиртные напитки, значительно ниже, чем в странах с «северным» потреблением.

В пересчете на абсолютный алкоголь  61% потребляемых напитков занимают крепкие, 31% приходится на пиво и 7% – на вино. Это объясняется тем, что 1% алкоголя, содержащийся в водке, стоит в 1,75 раз дешевле, чем в пиве. Такая непропорциональность акцизных ставок делает «беленькую» более доступной для населения и определяет господство крепкого алкоголя или его суррогатов и фальсификата.

 

Пиво в Советском Союзе

Вплоть до 70-х годов пиво в Союзе не было в фаворе, и среднестатистический советский гражданин выпивал всего 12-15 л напитка в год. Для сравнения – потребление водки составляло 7-8 л/чел. Но потом власть стала планомерно бороться с водочным алкоголизмом путем предоставления советскому народу  альтернативы в виде пива и искусственного занижения цены на пиво.

В переводе на 1 г 100%-го алкоголя пиво стало самым дешевым спиртным: за 1 копейку можно было приобрести 1,2–1,4 гр. «пивного» алкоголя и только около 0,5 гр. «водочного».

 

В результате проведения антиалкогольной кампании в 1972 году сократилось производство крепких алкогольных напитков. Вместе с этим стимулировалось производство виноградных вин и пива.

 

Правительство повысило цены на крепкий алкоголь, запретило производство водки крепостью 50° и 56° и ввело ограничение на продажу алкогольных напитков крепостью более 30° с 19.00 до 11.00.

В итоге, среднедушевое потребление пива возросло до 24 литров.

Пиво в СССР выпускалось в стеклянной таре и на разлив. Цены на бутылочное пиво колебались от 37 до 65 копеек. В 1981 году цена пивной\водочной бутылки составляла 12 копеек, а это означало – три бутылки пива выпил, тару сдал, и ещё одну купил. Но пиво в бутылках обычно пили дома.

Оно иногда попадалось с осадком на дне, поскольку имело очень короткий срок хранения, и часто портилось, еще не успев попасть в магазин. Поэтому каждый город или район пили продукцию только своего ближайшего пивзавода – другое советское пиво сюда просто не доезжало. Отсюда отсутствие конкуренции и наличие пивного дефицита. Знойным летом бутылку пива можно было купить далеко не в каждом магазине.

Разливное пиво ценилось в основном за свежесть, хотя частенько эта «свежесть» отдавала кислятиной. Свой пивной ларек с торговлей пивом на вынос или распитием на месте существовал практически в каждом микрорайоне.

Пиво на разлив также продавалось и со стоящих на улицах пивных бочек на колёсах (аналогично квасным) и в пивнушках. Однако предложение не удовлетворяло спрос. Пива в СССР просто не хватало.

 

 

«Лимонадный Джо»

Следующей вехой в истории пенного был «сухой закон» 1985 года, введенный в СССР М.С.Горбачевым.

Лозунг «Трезвость – норма жизни» стал девизом проводимой кампании. «Сухой закон» предполагал полное искоренение алкоголизма и производства самогона. Но именно этот период советского государства зафиксирован историей как расцвет самогоноварения.

Из-за широко распространенного подпольного изготовления самогона возник дефицит сахара, дрожжей и кондитерских изделий. Законодательством СССР для самогонщиков была предусмотрена статья Уголовного кодекса.

Цена на водку взлетела в 3 раза, закрывались вино-водочные магазины, регламентировалось время продажи спиртных напитков, распространялись публикации о недопустимости употребления алкоголя, из кинофильмов вырезались сцены употребления спиртного.

Власть пропагандировала безалкогольные свадьбы. Но, вопреки закону и навязываемой идеологии, на праздничных столах алкоголь появлялся в самоварах и чайниках.

Советское правительство ввело продажу спиртных напитков по талонам. В условиях дефицита алкоголя стала процветать в масштабных размахах спекуляция. Перепродажей алкоголя занялись таксисты и «бабушки».

В результате ограничений на употребление спиртного страна столкнулась с новыми проблемами –  наркоманией и токсикоманией. Зачастую в алкоголь добавляли клофелин, дихлофос и другие психотропные вещества.

Решение «отрезвить» страну, принятое без должной исторической и экономической проработки, без учета психологии потребителей, поставило в тяжелое положение отечественную винодельческую, пивную и ликероводочную промышленность, нанесло ей моральный урон и вызвало широкое недовольство народа.

Горбачева в народе стали называть «лимонадным Джо» и «минеральным секретарем»

Антиалкогольная кампания Генерального Секретаря ЦК КПСС наиболее губительно отразилась на винодельческой и пивоваренной отраслях. В южных областях СССР массово вырубались виноградники, уничтожались сырьевая база по выращиванию хмеля и пивоваренного ячменя.

Дорогостоящее оборудование для производства пива становилось абсолютно бесполезным. Заводы, выпускающие янтарный напиток, были вынуждены перепрофилироваться на производство минеральных вод и лимонада. За это Горбачева в народе стали называть «лимонадным Джо» и «минеральным секретарем».

Все это имело и финансовые последствия, причем серьезные.

Недополучение государством денег в бюджет от реализации алкогольной продукции, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении и ряд других экономических обстоятельств привело к развалу СССР и повальной инфляции. Через 3 года руководство страны было вынуждено свернуть кампанию.

 

Продолжение следует…

Олег Усманов