0

“Бой с тенью”. Электронная акцизная марка против нелегального рынка алкоголя

Противодействовать теневому рынку алкогольных и табачных изделий обязаны госорганы: Минэкономики, Минфин и, конечно же, Министерство сборов и доходов Украины в лице его налогового подразделения.

Последнее – судя по официальным сообщениям и комментариям ее руководства, готово уже в первом полугодии 2014 полностью «разобраться» со всем нелегальным алкоголем и табаком. Заявление настолько амбициозно и маловероятно, что захотелось выяснить, а каким путем, собственно незарегистрированные подакцизные товары исчезнут с рынка.

К сожалению, какого-то нового, действительно эффективного метода борьбы с контрафактом налоговики так и не предложили. Вновь поднят вопрос об изменении акцизной марки, в частности,  о внедрении ее электронного аналога или элементов электронного контроля.

Как сообщалось недавно, уже создана рабочая группа, которая проведет ряд встреч с компаниями-провайдерами маркировки продукции. Состав группы еще не обнародован, но уже известно, что к общепринятому перечню товаров, которые ранее оклеивались марками рассматривается целесообразность включения пива и слабоалкогольных напитков.

Также определены компании, которые могут предложить свои наработки по внедрению электронной системы контроля за подакцизными товарами.

 

К общепринятому перечню товаров, которые ранее оклеивались марками рассматривается целесообразность включения пива

 

Активность Миндоходов вызвала реальную обеспокоенность среди производителей подакцизных товаров, поскольку никакой конкретной информации ни о системе, ни о сроках ее внедрения ведомство не предоставляло. Вопросы возникли и у ближайших коллег – Министерства Финансов Украины, в связи с чем, 29 апреля было проведено совместное заседание, на котором прозвучали первые четкие данные относительно проекта «электронная акцизка».

Свои предложения по переводу контроля подакцизной продукции в электронную сферу озвучили четыре компании. Две швейцарские – Sicpa и Швейцарская Ассоциация цифрового кодирования и отслеживания (DCTA), и два украинских игрока – ООО «Продакшн групп» и уже хорошо знакомый нам полиграфкомбинат «Украина».
Так или иначе, «ядром» в каждой из этих систем является генерирование индивидуального числового кода на единицу продукции, который бы позволял получить информацию о производителе и пути перемещения товара.

Объединяет их и тот факт, что все системы применялись ограниченно причем в большей степени в качестве личной инициативы производителей для того, чтобы при необходимости доказать свою непричастность к контрафактной продукции.

Пожалуй, наиболее близкими к понятию электронная акцизная марка – оказались разработки Sicpa и DCTA.

Cуть последней  заключается в нанесении уникального кода не только на каждую упаковку, но и ящик, паллету и т.д. Получить информацию по коду можно, просто отправив его по СМС на соответствующий номер или позвонив в информационный центр. DCTA  применялась только в табачной отрасли Швейцарии, поэтому даже такие элементарные вопросы: может ли этот код быть нанесен на бутылку или исключительно на бумажный носитель? – требует детализации.

Второй швейцарский участник – Sicpa предлагает продукт, предусматривающий нанесение некого графического элемента. Компания обещает взять на себя затраты по установке оборудования, которое будет генерировать «акцизку», а также терминалов, которые бы позволяли получить информацию по данной продукции.

На этом благотворительность заканчивается, поскольку за каждую тысячу нанесений производитель подакцизной продукции будет платить 20 евро, фактически 0,31 грн. на бутылку (согласно нынешнему курсу НБУ). Таким образом, к ставке акцизного налога, которая и так растет бешеными темпами, добавится сумма, связанная с постоянно плавающим курсом валют.

Внедрение в Украине системы электронных акцизных марок Sicpa может привести к росту объемов нелегальной торговли подакцизными товарами, как это произошло в ряде стран, внедривших эту систему. Такое мнение высказал экономист Марьян Заблоцкий.

“По опыту Марокко, Грузии и Албании можно судить о том, что не только не произошло снижения объемов контрабанды, а, наоборот, повысился уровень всей нелегальной торговли подакцизными товарами, включая контрафакт и контрабанду”, – считает г-н Заблоцкий.

Он отметил, что в частности, турецкие производители в течение 2011 года понесли потери в размере около 2 млрд дол из-за увеличения объемов контрабанды.

Что касается украинских компаний, то они пошли по пути усовершенствования бумажной акцизной марки за счет размещения на ней дополнительных зашифрованных элементов.

Так, ООО «Продакшн групп» предлагает указать два кода – открытый и закрытый (по аналогии с кодом пополнения счета на карточках мобильных операторов), а полиграфкомбинат «Украина» видит перспективу в размещении на акцизке QR-кода с зашифрованной информацией о продукте и его производителе. 


Но, если оставить в обращении бумажную, пусть и усовершенствованную марку, то как ее «лепить» на пиво, где налив продукта осуществляется на огромных скоростях и «мокрым» способом», года пена обязательно вытекает при укупоривании из бутылки, чтобы вытеснить остатки кислорода?

 

Читайте также: Кто ответит за дискриминацию пива и уничтожение пивоваренной отрасли?

 

И, пожалуй, самый главный  вопрос – как электронная акцизная марка может изменить ситуацию с продажей нелегального алкоголя в рознице. Очевидно, что обладая госмонополией на производство основного сырья для алкогольной продукции – спирта, необходимо прежде всего начать с контроля за его производством на спиртзаводах и последующими поставками на предприятия.

Также необходимо ужесточить контроль на таможнях, во избежание поставок контрабанды, и  в розничных продажах. Эти, наиболее существенные и простые в реализации меры, так и не получили должного внимания со стороны контролирующих органов.

Получат ли, покажет время.

Sergey Tkach