0

Пивной лоббизм, каким он должен быть

Повышение акцизов – далеко не всегда правильное решение, когда Правительство стремится увеличить поступления в государственный бюджет.

Здесь, в первую очередь следует понимать, что этот вид непрямого налога в первую очередь ударит по интересам потребителей. Которые, как правило, покрывают его с лихвой, так как к понятному увеличению отпускной цены производителями добавятся наценки дистрибьюторов и розницы. Рост цены, в свою очередь, уменьшит спрос, а значит и отчисления других видов налогов.

Когда падение производства достигает критичных значений, бизнес сокращает штаты своих сотрудников, вплоть до закрытия отдельных производств. В России, например, вследствие экономически не просчитанного роста акцизов, за последние пару лет закрыто уже 8 пивзаводов. Также реагирует бизнес и в сопутствующих основному производству отраслях.

 

Читайте также: Компания “САН ИнБев” объявила о закрытии Пермского пивоваренного завода

Читайте также: 1 января 2014 году в связи с закрытием прекратил работу московский пивоваренный завод компании Efes

Читайте также: Россия – неудачный пример акцизной политики в отношении алкогольной продукции и пива для наследования Украиной

 

Тогда почему же, рост акцизов является одним из наиболее популярных методов «наполнения» госбюджета чиновниками?

Ответ, как ни странно банален. Просто чиновники не умеют или не хотят учиться правильно рассчитывать общий экономический эффект для государства, бизнеса и персонала от роста акциза. Поэтому, как показывает практика, решение об увеличении акцизов может быть принято неожиданно – вследствие политических или экономических кризисов, как в Украине или Бразилии.

Также налоги могут расти плавно и постепенно, со временем,  как и политическое давление. В любом случаи, пивоварам не стоит терять бдительность и крепко держать оборону.

На данный момент пивовары должны осознавать необходимость создания «политического капитала» на «черный день» и заручится поддержкой для того, чтобы в конечном итоге добиться благоприятного климата на пивном рынке. Этот вид капитала не является бесплатным – он может быть накоплен только в результате продолжительного сотрудничества пивного сектора и его союзников.

Пивовары должны вести диалог и постоянно поддерживать доверительные отношения с заинтересованными сторонами для создания крепкой и сильной коалиции. Например, в Великобритании главным достижением пивного сектора можно назвать снижение ставок акциза на пиво.

Британские пивовары смогли добиться этого лишь после того, как сумели заручиться поддержкой других отраслей, а также наладить профессиональные отношения с членами парламента, что позволило им иметь политических сторонников в вопросах справедливого налогообложения пива.

В итоге, после снижения акцизов, всего за полгода пивовары продемонстрировали рост в секторе, реализовали инвестиционные планы и создали дополнительные рабочие места. Пивной сектор также продолжает сотрудничать с правительством, чтобы заручится их долгосрочной поддержкой и пониманием особенностей функционирования рынка.

Интенсивная работа британских пивоваров, направленная на формирование крепких связей с законодателями, принесла свои плоды и во второй раз.

В начале текущего года правительство Великобритании приняло решение вновь уменьшить ставку акциза на пиво на 1 пенс за пинту. По данным Ассоциации пива и пабов Великобритании такое решение правительства за 2 года поможет сохранить 7 тыс. рабочих мест. В основном –  в пабах, где занята молодежь.

Как утверждает директор по вопросам политики Ассоциации пива и пабов Великобритании Энди Тай, положительная реакция пивной и ресторанной отраслей на прошлогоднее решение имеет огромное значение для поддержки  нынешних действий правительства.

Еще одним важным моментом в защите пивной отрасли от угроз повышения акциза можно назвать формирование базы данных и фактов, которые могут подтвердить аргументы отрасли о нецелесообразности принятия тех или иных непопулярных  мер.

Пивовары Канады, например, используют Отчет об экономическом эффекте, с помощью которого пытаются убедить оппонентов в необходимости динамичного развития пивной отрасли.

Точно так же, в Дании, целевой отчет о негативных экономических последствиях трансграничной торговли пивом стал главным катализатором для сокращения ставок налогов на пиво весной прошлого года.

Неоспоримость и научное обоснование аргументов помогли датским пивоваром и в этом году. Правительство Дании приняло решение о снижении налогов на пиво для того, чтобы стимулировать потребителей отдавать предпочтение местному пиву. Таким решением власти страны  решают  проблему уменьшения трансграничной торговли, когда  местное население из-за высоких ставок налогов предпочитает ездить за пивом в соседние страны, в особенности в Германию, где ставки акциза на пенный напиток значительно меньше.

В прошлом году Институт пива США получил широкое освещение в СМИ результатов  кампании «Самые дорогие ингредиенты пива». Исследования убедительно показали, что в бутылке пива наиболее дорогой составляющей  оказались налоги.

В Штатах, по данным Всемирного альянса пивоваров общий объем пивной индустрии и смежных отраслей в среднем составляет 246,6 млрд. долларов США в год. Американский пивной сектор создает более 2 млн. рабочих мест, что обеспечивает  почти 79 млрд. долларов США заработной платы и пособий в год. Пивовары также отчисляют в бюджет почти 2,7 млрд. долларов США в виде деловых, личных затрат и налогов на потребление.

Используя такие статистические данные, американские пивовары продвигают кампанию «Пиво обслуживает Америку», которая освещает экономический вклад пивоваренного сектора и убедительно доказывает, что любители пива в США вносят миллиарды долларов в экономику страны. Демонстрируя значимость пивного сектора для экономики, пивовары добились понимания со стороны правительства, и вот уже на протяжении многих лет ставка акциза на пиво в США остается неизменной.

Попытки добиться снижения налогов на пиво – даже в том случае, когда в ближайшей перспективе нет уверенности в достижения успеха – могут продемонстрировать убедительные аргументы как щит против повышения налогов.

Активную агитацию следует использовать даже тогда, когда повышение налогов не планируется.

Помимо взаимодействия с политиками, пивоваренный сектор должен укрепить связь с потребителями, смежными отраслями и СМИ. Особенностью акцизной политики является то, что законодатели могут изменить свое мнение, если аргументированное убеждение  будет носить комплексный характер.

Независимо от обстоятельств и планов, взаимодействие заинтересованных  сторон по вопросам акцизной политики должно присутствовать всегда, а вот его интенсивность может изменяться в зависимости от вероятности изменения ставок налогов в большую или меньшую сторону.

Конечно, построение и организация таких взаимоотношений занимает много времени и усилий, чтобы наладить связь со всеми заинтересованными сторонами, необходимы года. Немало времени уйдет также на сбор и анализ данных, необходимых для построения правильных аргументов. Именно поэтому очень важно начать уже сейчас. Даже если начинать с самого малого – рано или поздно, несомненно, удастся вырваться вперед.

Валерия Вершилова