24 мая 2016 года Верховный Суд Украины рассмотрел иск предпринимателя против Хмельницкого горсовета о признании противоправным и отмене решения органов местного самоуправления самовольно ограничивать реализацию алкогольных напитков по месту и времени.

Решение городского совета было таким:

1. Запретить продажу алкогольных напитков с 22 до 11:00:

1.1. В торговых заведениях, расположенных в местах, указанных в приложении;

1.2. В других торговых заведениях города.

2. Запретить продажу алкогольных напитков в заведениях ресторанного хозяйства г. Хмельницкого с 23 до 11:00, расположенных в жилых домах, во встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях и непосредственно смежных с жильем и малых архитектурных формах.

 

Читайте также: КИЕВ ЗАБАНИТ НОЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ЛЕГАЛЬНЫМ АЛКОГОЛЕМ?

 

В своем решении ВСУ резюмирует, что принятие таких решений выходит за полномочия органов местного самоуправления:

 

«Загальна і виключна компетенція сільських, селищних, міських рад встановлена статтями 25, 26 Закону № 280/97-ВР(«Про місцеве самоврядування в Україні» – ред.).

Перелік повноважень виконавчих органів сільських, селищних, міських рад в галузі житлово-комунального господарства, побутового, торговельного обслуговування, громадського харчування, транспорту і зв’язку встановлено  статтею 30 зазначеного Закону.

Відповідно до підпункту 9 пункту «а» статті 30 Закону № 280/97-ВР до власних (самоврядних) повноважень виконавчих органів сільських, селищних, міських рад належить встановлення зручного для населення режиму роботи підприємств комунального господарства, торгівлі та громадського харчування, побутового обслуговування, що належать до комунальної власності відповідних територіальних громад.

Згідно з підпунктом 4 пункту «б» статті 30 Закону № 280/97-ВР до делегованих повноважень зазначених рад належить встановлення за погодженням з власниками зручного для населення режиму роботи розташованих на відповідній території підприємств, установ та організацій сфери обслуговування незалежно від форм власності»…

 

С полным текстом Постановления от 24 мая 2016г. №21-873а16 можно ознакомиться здесь.

 

Таким образом, местные органы самоуправления имеют право регулировать режим работы только тех торговых объектов, которые находятся в коммунальной собственности админтерритории.

Ограничение режима работы частных торговых объектов может приниматься лишь после согласия предпринимателей на такие запреты.

 

Читайте также: Киевсовет и вовсе запретил продажу пива в ларьках. Что делать, дабы не закрыться киоскеру

 

В то же время, ограничения продажи пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков регламентируются статьей 15-3 Закона Украины №481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Согласно 15-3, органы местного самоуправления могут ограничивать продажу спиртных напитков сугубо во время проведения массовых мероприятий. Да и то, кроме пива в ПЭТ.

В связи с этим, высший судебный орган считает, что установление постоянного запрета (ограничения) по торговле алкогольными напитками выходит за пределы полномочий, которые предоставлены органам местного самоуправления.

 

Поэтому, имеет ли смысл тратить время на рассмотрение бесперспективных проектов, которые и цели своей не достигнут, и враз бизнесом обжалованы будут.

 

Кстати, это решение ВСУ вполне может помочь громадам других областей заставить местные власти уважать Законы Украины. Чтобы, вместо популизма разрабатывались комплексные программы по борьбе со злоупотреблением алкоголем. И, соответственно, их финансировали.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков, Игорь Товкач

Карта сайта