1

Неверное предположение искажает алкогольную политику или данные те же, а результат разный

Существует распространённое мнение, что  реклама алкоголя повышает злоупотребление спиртным. Тогда, что может быть проще, чем взять ее и запретить?

 

На самом деле, ни одно исследование не доказывает того, что реклама алкоголя или пива влияет на объемы его потребления. Наоборот большинство исследований показывает, что реклама совсем на это не влияет. Многие американские и канадские ученые, среди которых Д.Питман, М.Ламберт, Р.Г.Смарт, Ж.Нельсон, і Д.Янг и др, доказали, что реклама алкоголя может влиять на выбор бренда алкогольного напитка, но не имеет никакого влияния на выбор потребителя пить алкоголь или нет.

 

 

Конечно, с точки зрения властей, запрет рекламы можно назвать одним из самых легких способов борьбы с чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Этот способ легко реализовать, соблюдать и контролировать.

 

Но все же, в этом вопросе логика сильно искривлена.  На самом деле, существует масса переменных, которые связаны с уровнем потребления алкогольных напитков, и являются не единственной движущей силой в увеличении уровня потребления. Чаще всего, наибольшую корреляцию можно увидеть не между уровнем потребления и отдельно взятым фактором влияния, а между уровнем потребления и совокупностью таких факторов.

 

С точки зрения алкогольной политики, запрет рекламы алкогольной продукции является привлекательным методом для правительства, но очень часто за этим скрывается нежелание признать, что пьянство – комплексная проблема и реально ему противодействовать можно только за счет разноплановых и долгосрочных мер.  А для этого нужны средства и результат усилий проявится не сразу. Поэтому, если  выдать за аксиому, что реклама приводит к чрезмерному потреблению, то запрет является наиболее безболезненным методом борьбы с алкоголизмом. Очень удобен этот метод и для того, чтобы сделать из алкогольной и пивной отраслей «козлов отпущения», виновных в проблемах злоупотребления алкоголем в стране.

 

Но, к сожалению, злоупотребление алкоголем является сложным вопросом. Многие  исследования показывают, что существует уйма причин, по которым люди потребляют алкоголь чрезмерно: генетика, культура, социальное окружение, воспитание и т.д. Конечно, производители должны нести ответственность за рекламу своей продукции. Но думать, что проблема чрезмерного потребления алкоголя исчезнет, как только ввести запрет рекламы алкоголя или поднять ставки акциза на него – тоже самое, что выдавать желаемое за действительное.

 

Недавно новозеландский экономист Эрик Крэмптон изучил министерский форум, в особенности тему посвященную рекламе алкоголя и спонсорству. Разбирая и анализируя ответы представителей здравоохранения и экономистов, исследователь пришел к выводу, что  представители этих двух разных сфер смотрят по разному на одни и те же данные. Как следствие, приходят к разным выводам и идеям касаемо ведения алкогольной политики.

 

Представители общественного здравоохранения, по его словам, используют данные для оценки эффективности лечения. Простыми словами они исследуют –  вызывает ли препарат Х реакцию Y. С экономистами все по-другому. Они делают выводы из «грязных» данных, где нет никакой гарантии, что одно явление вызывает другое. Увеличение X может быть связано с увеличением Y – или это может быть из-за основных характеристик, которые управляют Х и Y по отдельности. Экономисты используют для оценки такие ситуации, в которых потенциально сотни базовых характеристик могут повлиять на результат. По их мнению, реклама алкоголя является хорошим примером того, что Х не всегда влияет на Y, а может поддаваться влиянию Z.

 

Рекламу алкоголя часто называют основной причиной пристрастия к алкоголю молодежи.  Если подростки, которые смотрят больше рекламы, также имеют более высокий уровень потребления алкоголя, исследователи общественного здравоохранения, скорее всего, назовут основной причиной проблемы рекламу.

 

Но есть и другие переменные, которые должны быть приняты во внимание: присутствие влияния родителей и сверстников, доступность алкоголя, уровень образования  и т.д. Просто потому, что X и Y растут независимо, не означает, что они растут по отношению друг к другу.

 

Именно поэтому, без проведения комплексных исследований, глупо утверждать, что реклама алкогольной продукции является  причиной чрезмерного потребления алкоголя, а её запрет  наиболее эффективным способом борьбы с данной проблемой.

Валерия Вершилова