0

Несмотря на ограничения и запреты уровень употребления алкоголя в Турции не снижается

Повышение налогов на алкоголь, введение ряда ограничений и запретов так и не смогли привести к падению потребления алкогольных напитков в Турции за последние десять лет.

Согласно статистическим данным потребление алкоголя в стране радикально не изменялось. Производство и продажи алкогольных напитков остались на том же уровне, что и десять лет назад. При этом, не стоит забывать о фальсификате и незаконной торговле алкоголем. Иными словами, общество не готово отказаться от пристрастия к спиртному. Просто потребители стали отдавать предпочтение более дешевой алкогольной продукции, той, которая им по карману.

Борьба с алкоголизацией общества началась с региональных ограничений. Сначала в Стамбуле был введен запрет на употребление алкоголя в государственных объектах власти и местных муниципалитетах. Следом был введен запрет на потребление алкоголесодержащих напитков на улицах неблагополучного района Бейоглу. Выпивать также запретили на официальных встречах, праздниках и торжествах.

Правительство также ограничило часы продажи алкоголя и ввело ограничения рекламы не только крепких спиртных напитков и алкогольных брендов, но и пива.

Еще одной попыткой правительства снизить потребление было влияние на цены. В 2004 году, когда рост потребительских цен составил 113%, цены на самый популярный спиртной напиток – ракию – подскочили на 272%, на пиво – на 218%, а рост цен на вино составил 163%.

Цены на алкоголь были подняты искусственно, с помощью налогов.  Правительство подняло ставку специального потребительского налога (?TV). Вследствие этого производители рефлекторно подняли отпускные цены. К тому же, от такого решения выиграл бюджет страны. Если в 2010 году налоговые поступления от  алкоголя составляли 3 млрд. турецких лир, то в 2011 году они выросли до 3,8 млрд. лир, а в 2012 году достигли суммы в 4,6 млрд. турецких лир. К тому же, если в 2006 году доля поступлений в бюджете от алкогольной отрасли составляла 1%, то в прошлом году она увеличилась до 1,5% от всех налоговых поступлений в госбюджет.

К сожалению, даже повышение ставок налогов и рост цен на алкогольную продукцию не помогают снизить уровень потребления. Управление по регулированию рынка табака и алкоголя Турции  не предоставляет никаких данных, которые могли бы свидетельствовать о снижении уровня потребления в стране. По их данным, на данный момент наблюдается абсолютный рост потребления. Но при сборе данных не учитывались такие важные факторы, как рост населения и потребление алкоголя туристами. Именно поэтому понять реальную ситуацию на алкогольном рынке Турции очень сложно. Так как, в стране развита туристическая сфера и ежегодно в страну приезжают миллионы туристов, то в туристических городках потребление наоборот растет с каждым годом и быстрыми темпами.

По данным представителей турецкой пивоваренной компании Efes, в туристических местах действительно уровень потребления выше. К тому же, очень часто молодежь, которая из-за высоких цен не может позволить себе ракию, упивается пивом.

Так, в 2012 году потребление пива составило 928 млн. литров, даже не смотря на рост цен на 218%. Хотя эксперты утверждают, что мировой финансовый кризис все же ударил по отрасли, и после 2008 года тенденция к росту потребления пенного напитка значительно замедлилась.

Потребление ракии тоже выросло и достигло 50 млн. литров за 2012 год. Но самый значительный рост показало потребление вина, которое за 4 года выросло с 38 млн. литров в год до 60 млн. литров в 2012 году.

Введение ограничений на продажу и потребление алкогольных напитков привело также к росту рынка нелегального и фальсифицированного алкоголя. И рост заметен не только в объемах ввезенных контрабандистами заграничных напитков, но и в производстве подпольной ракии.

К сожалению, как показывает опыт Турции, не всегда ограничения и запреты могут помочь снизить уровень потребления алкоголя. Иногда нужно действовать более демократичными методами, формировать у населения правильное отношение к алкогольным напиткам и культуру потребления, развивать ответственное отношение к употреблению алкогольных напитков  и к собственному здоровью.

Валерия Вершилова