0

«Нелегалы» на рынке алкоголесодержащих напитков

С целью увеличения доходной части  бюджета 27 марта 2014 года Верховная Рада со второй попытки приняла Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине».

Одним из пунктов принятого нормативно-правового акта является повышение акцизных ставок на пиво – на 42,5%, а так же на алкогольную и табачную продукцию – на 25%. Но насколько оправдан такой шаг?

В конце апреля Генеральный директор ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк обратился к правительству с просьбой повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на пол-литровую бутылку водки с 30,1 грн. до 34,9грн. А после введения новых ставок акциза с 1-го  июля текущего года – до 39,9 грн./0,5 л.

Причина, побудившая  профильного лоббиста просить о заведомо непопулярном решении - засилие нелегальной продукции.

По его словам, сейчас на рынке доля поддельной водки занимает порядка 50%.

Логика г-на Остапюка следующая – теневые производители не платят налоги и акцизы (около 10 грн. с бутылки),  поэтому себестоимость их продукции ниже  и они с радостью отдают магазинам свою водку по минимальной цене. В то время, когда себестоимость официальной водки значительно выше минимальной розничной цены.

Таким образом, “нелегалы” вытесняют с рынка честных игроков.

Остапюк прогнозирует, что если не увеличить МРЦ, то после поднятия акцизов  до 14 грн. за бутылку с 1 июля, доля нелегальной водки в стране вырастет до 70%.

Правда, при этом возникает один справедливый вопрос, если МРЦ является существенным фактором противодействия контрафакту, то как воспринимать основной аргумент производителей водки в диалоге с инициаторами поднятия акцизов на их продукцию – «если вырастут акцизы – увеличится рынок незарегистрированного алкоголя»?

 

Возникает вопрос, если МРЦ является существенным фактором противодействия контрафакту, то как воспринимать основной аргумент производителей водки  – «если вырастут акцизы – увеличится рынок незарегистрированного алкоголя»?

 


Если следовать логике Владимира Остапюка, то акцизы увеличивать безболезненно для рынка легального алкоголя все-таки можно, если при этом, адекватно увеличивать МРЦ.

ЛІГАБізнесІнформ опросила экспертов, в чем причина массовых подделок украинских продуктов, и как можно справиться с наплывом некачественных или нелегальных товаров. Ниже – приведем несколько цитат, касющихся прежде всего рынка алкоголя и пива.

 

Валентин Безрукий, глава Центра потребительских экспертиз “Тест”:

 

Стоит различать три типа фальсификата.

Первый – подделывают торговую марку, но продукция качественная и не вредная для потребителей.

Второй –  товар производится нелегально, не учитывается в документах, с него не платятся налоги и сборы. Но он все-таки качественный и безопасный.

Третий – нарушается рецептура, используются некачественные ингредиенты или их заменители. Иногда такой товар можно встретить у легальных производителей, и с него уплачены все платежи в бюджет. Но именно он наиболее опасен для потребителя.

 

Георгий Майоров, генеральный директор холдинга Global Spirits (ТМ Хортиця, Мороша, Шустов, Первак)

 

Сейчас важно сконцентрировать внимание на таких ключевых шагах, как борьба с контрафактом и урегулирование минимальных розничных цен (МРЦ) на алкоголь.

Необходимо срочно повысить МРЦ на водку как минимум до 36 грн. за 0,5 л, и до 42 грн. с первого июля после повторного роста акциза. Это выбьет почву из-под ног нелегальных производителей.

Государство начало определенную работу по борьбе с контрафактом, выросла активность налоговой милиции.  По нашим оценкам, есть определенное сокращение теневого рынка и это подает надежды на нормализацию состояния отечественной алкогольной отрасли.

Мы с пониманием относимся к необходимости наполнения бюджета, но акцизная политика государства должна быть прогнозируемой. Производитель должен понимать: к чему готовиться, и как планировать бизнес-стратегию как минимум на год. В таком случае легальный рынок будет  укреплять свои позиции.

 

Сергей Михайлечко, директор ассоциации “Виноградари и виноделы Украины”

 

По нашей оценке, в Украине продается не более 5% некачественного вина. Эти 5%, в первую очередь,  составляют, так называемые, “домашние” вина, которые продаются в туристических регионах.

В целом подделывать вино не выгодно и затратно, как с точки зрения приобретения ингредиентов, а так и потраченного времени.  Винодельческое производство –  сложный процесс.

Легальным производителям просто нет смысла подделывать свою продукцию. Проблем с сырьем в Украине нет, выращиваемый в стране виноград почти на 100% покрывает потребности производителей в сырье. Небольшой дефицит компенсируют за счет импорта виноматериалов и переходящего остатка предыдущих лет.

Попытки справиться с проблемой фальсификата повышением акциза смысла не имеют – нелегальные виноделы и так не покупают акцизную марку и не оплачивают сбор.

 

Игорь Товкач, исполнительный директор объединения “Укрпиво”
 

На украинском рынке нет фальсифицированного пива, равно как и контрабандного.

Все производители работают легально. Для этого есть ряд веских  причин.

Во-первых, сложность производства – организовать подпольный цех трудно и дорого.

Во-вторых, производители, дистрибуция и розница зарабатывают на объемах реализации, а не на бутылке, ящике или даже фуре пива. Так что реализовывать неучтенную продукцию экономически невыгодно по сравнению с рисками быть оштрафованным.

В-третьих, большое количество мест контроля: компьютерное управление процессами, датчики расхода и стока воды, учет расходования сырья, электроэнергии и т.п. Обмануть эту аппаратуру нереально.

Сказывается и высокая конкуренция в отрасли: завоевать место на полке очень сложно. Рознице нет смысла продавать “левое” пиво, когда есть избыток легального напитка.

 

 

 

Олег Усманов