5

Н.Яресько еще и никакущий управленец Минздрава

11,829 тысяч человек, которые умерли в 2014 году по причинам, связанным со злоупотреблением алкоголем – это больше, чем погибло за все время боевых действий в зоне АТО. Тем не менее, вопрос алкоголизации населения интересует власть придержащих только в популистских целях. Целостной алкогольной политики все нет, как отсутствует и ее важная составляющая – политика в сфере акцизов. 

В прошлом  году только от отравлений алкоголем умерло 4 970 человек или на 970 украинцев больше, чем годом ранее. Это правдивые факты ущерба генофонду страны от непонимания Регулятором реального влияния несбалансированного жонглирования акцизами на алкоголь и пиво.

То, что авторитет г-жи Яресько и ее специалистов в части управления налогами упал «ниже плинтуса», стало понятно по крайне негативной реакции народных депутатов и бизнеса на проекты Законов по бюджету-2016 и изменений в Налоговый кодекс. Даже авторитет МВФа не помогает.

Тогда, представляя свое видение роста акцизных ставок, пани министЕрка решила опереться на самую, пожалуй популистско-популярную тему: алкоголь вредный, а ВОЗ трактует, что рост акциза – прямо уменьшает уровень злоупотреблений.

Но, тот же ВОЗ прямо предупреждает, что устанавливая акцизы нужно исходить из особенностей сложившейся обстановки в сфере оборота алкоголя в конкретной стране и патернов (предпочтений) употребления населением разных видов алкогольных напитков.

Так вот, Украина, как раз и имеет коренные отличия в предпочтениях к употреблению крепких алкогольных напитков (преимущественно нелегального происхождения).

Далее, подробнее о некоторых аспектах и особенностях в сфере «здоровье-употребление алкоголя», сложившихся в нашей стране.

 

В Украине преимущественно употребляют крепкий алкоголь

Из графика выше видно, что более 21% взрослого населения относятся к “группе риска” и потребляет бОльшую часть алкоголя. Это, преимущественно: или люди богатые (таких, относительно не много), или маргиналы, с низким заработком. По версии того же ВОЗ и многих других экспертов – эти группы нечувствительны к изменению цены. Первые – употребляют элитку, а вторые – что дешевле (самогон или суррогаты). А рост акцизов уничтожит ту, незначительную прослойку, которая употребляет умеренно (ответственно) легальный алкоголь. Ибо при недостатке средств на первонеобходимые вещи и продукты, такие люди просто откажутся от алкоголя вообще. Отсюда и вывод о том, что резкий рост акцизов будет стимулировать еще большее развитие рынка теневого алкоголя и уничтожение рынка пива.

Слайды ниже подготовлены аналитиками компании PriceWaterhouseCoopers в конце 2014-го года. Самое важное – это оценка ВОЗ, что только 2 страны из 161-й в мире, где проводилось исследование – имеют наивысший балл по степени риска для здоровья, связанный с употреблением алкоголя.

Не обращать внимание на этот факт – ГЕНОЦИД!

Также приведена в качестве примера Бельгия – к какому соотношению в употреблении разных видов алкогольных напитков должны стремиться украинцы. Именно на это, кроме устоявшихся традиций, влияет сравнительная цена одного градуса на полке напитков. В каком напитке он дешевле, тому и отдает предпочтение средний потребитель. А эта цена, как раз и формируется величиной акциза.

 

 

ГДЕ ВЗЯТЬ КОМПЕНСАТОР?Из 12 млрд. грн. в тени 

 

Очевидно, что в теневом рынке (см. выше). Акцизами, высокой стоимостью лицензии на оптовые продажи его уже загнали на конец 2014-го: по водке – до 67% от общего рынка ЛВИ, а по вину – до 30% этого сегмента. Также видна и динамика роста рынка незарегистрированного алкоголя (32% – это доля рынка всех алкоголесодержащих напитков).

 

Сейчас очень просто внести три правки в базовый для алкогольных отраслей закон для уменьшения теневого оборота и одну – по лицензированию: 

 

1.     Запрет на реализацию алкоголя путем публикации объявлений (в первую очередь через Интернет), кроме обладателей лицензий на оптовую торговлю. Это самый мощный канал продаж. 

2.     Запрет на реализацию алкогольной продукции на оптово-розничных рынках. Второй, по объемах канал. 

3.     Оставить из тары, в которую разрешается разливать ЛВИ только стекло (кроме сувенирной упаковки) и объемом не более 1,5 литра. 

4.     А еще есть, так называемый «нетипичный» экспорт, который позволяет абсолютно легально минимизировать НДС производителям алкогольных напитков. Если лишать их лицензии за подобный «бизнес», что отразить в соответствующих законах – то госбюджет получит еще добрый миллиард дополнительных поступлений.

 

Все эти инициативы вполне логичны и могут работать уже с 1-го января 2016-го года. 

Уменьшение теневого рынка, которое очевидно последует, при желании противодействовать и должном мониторинге, добавят бюджету достойную сумму из более, чем 12 млрд. грн., которые «стоит» госбюджету и легальным производителям этот рынок.

Но тень будет расти,  если ей не противостоять, а настаивать на дальнейшем росте прессинга легальных производителей чисто акцизным инструментом.

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков