Продают алкоголь несовершеннолетним? Так это не только украинская проблема. Она присуща и развитым государствам. Но, только эффективно ее  решают совершенно другим путем. Не запретом, который как правило только усугубляет проблему. Ниже – опыт Швейцарии.

По данным Ассоциации Addiction Suisse, самым популярным алкогольным напитком среди швейцарской молодежи является пиво. С возрастом же, значительно увеличивается доля потребления вина.

Регулярно проводя мониторинг алкогольных предпочтений жителей Швейцарии, Ассоциация Addiction Suisse сообщает в своем последнем исследовании, что привычки гельветов за последние годы мало изменились.

Конфедерация, как и соседние Италия и Франция, по-прежнему остается страной ценителей вина. На эту категорию алкогольных напитков, куда входят игристые и шампанские вина, приходится 60% общего объема потребления алкоголя. Ему отдают предпочтение 8 из 10 женщин и более половины мужчин.

Объем потребления пива, которым славится другая соседка Швейцарии, Германия, вдвое меньше. При этом главные поклонники хмельного напитка – молодые люди в возрасте от 15[1] до 24 лет. На пиво приходится больше половины выпиваемого ими алкоголя.

Крепкое спиртное, аперитивы, коктейли и слабоалкогольные напитки с фруктовыми вкусовыми добавками (САНы) – не пользуются у швейцарцев особой популярностью. Их суммарная доля не превышает 10% общего объема потребления. При этом половина приходится на крепкий алкоголь. Эта группа спиртных напитков наиболее популярна среди молодежи, в то время как с возрастом интерес к ней пропадает.

 

Стиль распития популярных среди молодежи пива, крепких алкогольных напитков и различных коктейлей значительно отличается от потребления вина более старшим поколением.

 

Последнее чаще пьют в течение рабочей недели, в то время как молодые швейцарцы «оттягиваются» с любимыми напитками на выходных. За счет этого в период уик-эндов объем выпиваемого алкоголя вырастает на 60%.

Кстати, недавно Ассоциация Addiction Suisse выступила с призывом исключить спиртное из маркетинговой стратегии горнолыжных курортов.

Дискотеки и алкоголь нередко преподносятся как одно из основных преимуществ проведения досуга молодежью. Особое внимание уделяется на предложение après-ski («после лыж», фр.). Спиртное можно купить и во время обеда в любом кафе на склоне. Эксперты подчеркивают, что употребление алкоголя во время катания на лыжах пагубно влияет на способность концентрироваться. При занятиях травмоопасными видами спорта это не менее рискованно, чем вождение автомобиля «под градусом».

 

С точки зрения конкуренции между пивом и вином, предпочтения швейцарцев меняются кардинальным образом в зависимости от возраста.

 

Так, в общем объеме потребляемого алкоголя среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет 53% приходится на пиво и лишь 16% – на вино. В возрастной категории 75+ доля вина вырастает до 84%, в то время как пиву отводятся скромные 11%.

А для того, чтобы бороться с продажами алкогольных напитков лицам, не достигшим минимального возраста, по достижению которого разрешено приобретать спиртное, власти Швейцарии используют практику так называемых “Контрольных покупок”[2]. К слову, в Украине подобный проект системно реализуется с 2012 года в рамках Всеукраинского движения “Ответственность начинается с меня”.

 

Контрольные покупки – это способ проверки ответственности продавцов и обслуживающего персонала питейных заведений за продажу подакцизных продуктов.

 

Реализация проста. Молодые люди, действительно не достигшие минимального возраста или кажущиеся таковыми, пытаются купить алкогольные напитки. Затем, они сообщают контролирующим органам, потребовали ли у них предъявить документ, подтверждающий их возраст.

В 2008 г. Федеральным ведомством общественного здравоохранения и Швейцарским советом по вопросам алкоголя было разработано методическое руководство по проведению контрольных покупок алкогольных напитков. Тем самым усовершенствован и стандартизован процесс контроля. А практика рейдов получила законодательную поддержку. Руководство предназначено для кантонов, коммун, неправительственных организаций и компаний и содержит контрольные перечни вопросов, шаблоны соглашений и типовые образцы писем, направляемых участникам и родителям.

Кантоны, города/муниципальные образования или компании обычно представляют местным неправительственным организациям полномочия на наем и обучение подростков (как правило, в возрасте от 14 до 17 лет), которые затем посещают супермаркеты, рестораны, магазины на СТО и т.д. и пытаются купить алкогольные напитки. Этот метод применяется и оценивается в Швейцарии уже более 10 лет.

Практика контрольных покупок началась в одном из кантонов в 2000 г. С 2011 г. контрольные покупки уже регулярно проводились в 25 из 26 кантонов.

 

Число контрольных покупок, проводимых за год, выросло с 85 в 2000 г. до 5 518 в 2011 г., а процент успешных покупок сократился, соответственно с 83,5% до 30,4%.

 

В 2000 г. лишь у 3,5% «тайных покупателей» спрашивали документ, удостоверяющий личность, а 2010 г. почти у 80% из них требовали, чтобы они назвали свой возраст или предъявили документ, удостоверяющий личность.

[1]  Во всех кантонах Швейцарии, кроме Тичино, продажа пива и вина в магазинах и сети HoReCa разрешена с 16-и лет. Источник: ВОЗ, 2014

[2] Источник: Федеральное ведомство общественного здравоохранения, Управление общественного здравоохранения, Швейцария

Карта сайта