5

Комитет Н.П. Южаниной рекомендует ВРУ принять за основу и в целом «пивной» проект (рег. №2971-д)

Проект  (рег. №2971-д) набрал 13 голосов в поддержку из минимально необходимых для кворума 17 народных депутатов – членов Комитета.

Вчера, 16 марта сделан предпоследний шаг в устранении чрезмерной зарегулированности пивного бизнеса.

На заседании Комитета 16.03.2016 года принято решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять во втором чтении и в целом проект Закона Украины о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования производства и оборота пива.

С 1-го июля 2015 года пивоваренная отрасль и многие, связанные с ней бизнесы лихорадит от поспешного решения народных депутатов null.

 

Это абсолютно не значит, что до этого пиво не признавали алкоголем.

 

Просто, вследствие технологических особенностей производства ферментированных напитков, к которым относится и пиво, его регулирование абсолютно обоснованно было более лояльным.

Что же касается ограничений на оборот хмельного, то вполне справедливо, что несовершеннолетним его продавать и употреблять запрещалось.

Но в конце 2014-го года, вместе с «реформой» Налогового кодекса в предновогодней суете и профильный Комитет, а чуть позже, и депутатский корпус решили приравнять пиво к спиртосодержащим напиткам. Эта поспешность, уже через полгода аукнулась пивному бизнесу сокращением порядка 10 тысяч торговых точек, ряда минипивоварен (остальные из 150 – работают на свой страх), приостановлению деятельности пивных импортеров и дистрибьюторов (или уходу их «под крышу» собратьев по бизнесу в сфере алкогольных напитков).

 

Бюджет в свою очередь, также потерял в итоге сотни миллионов гривен совокупных отчислений пивоваров и их смежников.

 

Отрасль реально нуждается в скорейшем принятии этого проекта. Еще с лета прошлого года. И это не лоббистский, в плохом смысле восприятия этого термина, проект. Не смотря на узкоотраслевую его направленность. №2971-д нужен для легализации пивоварения, упрощения процедур контроля, уменьшения налогового давления на малый и средний бизнес, связанный исключительно с пивом.

Итак, законопроектом, если коротко, предлагается:

 

I. В части внесения изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».

 

1. Дерегуляция производства пива в части отмены необходимости получения лицензий на производство, импорт и экспорт пива.

2. Уменьшение платы за лицензию на право оптовой торговли пивом для малых отечественных пивоварен в зависимости от объемов производства.

Размер платы за такую лицензию предлагается установить в размере 30 000 гривен (не 500 000, как было ранее) исключительно для производителей пива, в случае если объем собственного производства и продаж не превышает 300 000 литров в год (то есть 25 000 литров в месяц). При этом, субъекты хозяйствования, которые получили лицензию на право оптовой торговли алкогольными напитками, имеют право также продавать пиво без получения отдельной лицензии на оптовую торговлю хмельного.

3. Предлагается вчетверо уменьшить плату за лицензию на розничную торговлю пивом до 2 000 гривен в городах и крупных торговых центрах, расположенных вне городов; и 250 грн. на территории сел и поселков на каждый отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат, находящийся в месте торговли. При этом, субъекты хозяйствования, которые получили лицензию на право оптовой торговли алкогольными напитками, также имеют право продавать пиво без получения отдельной лицензии на право оптовой торговли пивом.

4. Для приведения в соответствие с Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» предлагается вывести из режима сертификации продукции производство алкогольных напитков.

 

II. О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе».

 

1. Предлагается нормы о рекламе и спонсорству на телевидении и радио продуктов, относящихся к товарной группе УКТ ВЭД по коду 2203 (пиво из солода (солодовое)) привести в соответствие с ратифицированной Верховной Радой Украины Европейской конвенцией о трансграничном телевидении.

2. Разрешить использование брендовых торговых знаков на технологическом оборудовании и торговом инвентаре в местах реализации пива.

 

Впереди остался последний и самый важный этап – провести инициативы через зал.

 

И это чрезвычайно сложная задача. Если в части изменений к базовому закону особых проблем не возникнет, то часть вторая – изменения к закону «О рекламе» без сомнения станет наиболее спорной и дебатируемой.

К сожалению, многие народные депутаты в своей публичной позиции опираются на популизм. Его демонстрация зачастую базируется на ложных сведениях, мифах и слухах. Главное, чтобы звучало страшно и правдоподобно. Движителями этих псевдо-идей являются множественные организации, расплодившиеся на фоне проблемных для общества вопросов. Точно также строят свой бизнес знахари и гадалки. Так и здесь, манкирование общественно значимой бедой – алкоголизмом, происходит бессовестное личное обогащение. 

 

Так что с большой долей вероятности смею предположить – принятие Закона будет сложным процессом.

 

И будет не справедливо, если в угоду слухам и домыслам исчезнут из магазинов или станут одноликими холодильники для пива, а вместо изящных бокалов, которые сами по себе уже идентифицируют бренд пива любители хмельного вернутся к пол-литровым банкам или граненым одномастным бокалам.

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков