0

Как продают алкоголь заграницей

Последнее время украинцы начали замечать, что алкогольная политика в стране ужесточается. Ставки акциза на алкоголь растут бешеными темпами, местные власти вводят ограничения на продажу алкоголя в ночное время и праздничные дни, реализовываются социальные проекты по ответственному потреблению алкоголя, депутаты в Раде постоянно выносят на рассмотрение антиалкогольные законы, пытаются ужесточить регулирование маркетинговой и рекламной деятельности алкогольных компаний.

Как правило, подавляющее большинство подобных инициатив относятся к так называемым «best buy», т.е. носят запретительный либо же ограничивающий характер. Однако, по сравнению с некоторыми другими странами мира, «украинской антиалкогольной политике» есть куда расти. Хотя не факт, что такие меры эффективны.

Основными приверженцами строгой алкогольной политики (не считая мусульманских регионов) являются северные страны, где в общем-то еще в 1960-х годах и был придуман термин «алкогольная политика». Противопоставляют им, обычно, страны Средиземноморья, где, наоборот, производство, продажа и продвижение алкоголя почти не ограничиваются.

Среди северных стран со строгой алкогольной политикой можно выделить Ирландию. В этой стране действует госмонополия не только на продажу, но и на производство алкоголя. Примеров государств с такой же твердой позицией не много: Алжир, Бангладеш, Бенин, Конго, Куба, Монголия, Сенегал. К тому же, важно отметить, что почти все они относятся к странам третьего мира.

В Исландии в начале XX века действовал сухой закон. Причем, особенно не повезло пиву, для которого он продержался вплоть до 1989 года. Последствия этого запрета ощущаются до сих пор – пиво в Исландии стоит дорого, однако население страны это не отпугивает: день легализации пива считается праздником и активно отмечается в барах. Потребление алкоголя в стране по оценкам ВОЗ-2014 составляет 7,1 литра чистого спирта на человека в год.

Еще одна северная страна с достаточно строгой алкогольной политикой – Норвегия. После сухого закона, действовавшего с 1919 по 1927 годы, в Норвегии был введен «полусухой». До 1996 года в стране действовала госмонополия на импорт, оптовые и розничные продажи алкоголя. До сегодняшнего дня дожила только монополия на розницу. Все, что крепче 4,7%, продается в специально отведенных магазинах, причем, в некоторых городках они работают исключительно для туристов. Открыты такие алкомагазины только до 18:00, а по воскресеньям и праздникам закрыты. Интересным фактом является то, что в Норвегии отсутствует законодательный запрет на употребление алкоголя в общественных местах – тут просто не принято это делать. Уровень потребления в стране по данным ВОЗ составляет 7,7 литров чистого спирта на душу населения.

Соседка Норвегии – Финляндия тоже вводила сухой закон в 1919 году. Но, оказавшись не в силах противостоять контрабанде, его отменили в 1932 году. Следуя примерам северных стран, Финляндия не смогла добиться ожидаемого результата, оставаясь самой пьющей страной Скандинавии (по данным Всемирной Организации здравоохранения уровень потребления алкоголя в Финляндии составляет 12,3 л чистого спирта на душу населения в год).

В Швеции продажа алкоголя осуществляется только через сеть магазинов Systembolaget. На сегодняшний день сеть насчитывает чуть больше 400 магазинов и отделов по всей Швеции. Средний магазин работает с 10.00 до 18.00 по будним дням, и с 10.00 до 14.00 по субботам. Будучи монополией, Systembolaget обложена диким количеством интересных ограничений, например:

  • любые скидки строго запрещены;
  • если покупатель младше 30 — то обязан показать удостоверение личности. Также, удостоверение должны показать все, кто находятся в данный момент с шоппингующим;
  • все продукты должны продаваться в одинаковых условиях, что означает, в частности, запрет на любые фирменные стенды. Вся продукция стоит на одинаковых полках по категориям в алфавитном порядке.

Но, несмотря на кажущиеся с первого взгляда строгие ограничения в шведской алкогольной сети, есть и один очень интересный факт: все товары имеют одинаковые права. Так, на все товары одинаковой категории накладывается одинаковый налог и одинаковые наценки, соответственно качественный виски стоит столько же, сколько стоит бутылка обычной водки.

Правда строгость шведской алкогольной политики тоже не стала эффективным инструментом в борьбе с алкоголизмом. За последние пятнадцать лет такой борьбы потребление алкоголя в стране выросло на 30% до 9,2 литров чистого спирта на человека в год. А высокие ставки акциза на алкоголь привели к росту объемов поставок «туристического» алкоголя из соседних стран, где он дешевле. Вот и думай после этого, эффективно ли запрещать.

Виктор Бойчук