1

Эффект “фуфырика”

Если верить официальной статистике, то потребление алкоголя россиянами неуклонно снижается. Например, в минувшем году производство водки в стране упало на 22,3%. Отмечают этот факт как очень отрадный и в нашем регионе. Так, по данным управления потребительского рынка и ценовой политики, в первом квартале 2015 года в розничной сети предприятий области реализация населению крепких спиртных напитков уменьшилась на 26,8% относительно аналогичного периода прошлого года, а слабоалкогольной продукции — на 62,7%.

Вроде бы таким цифрам радоваться надо, однако после того, как правительство подняло акцизы на алкоголь до небес, получился неоднозначный экономический и социальный результат. Да, производство водки уменьшилось за год на 22,3%, но через магазины водки почему-то продано в полтора раза больше, чем легально произведено. Причем основной объем «паленой» сорокаградусной производят легальные заводы в «ночную смену».

Теневой рынок водки в 2014 году вырос втрое, потери российского бюджета уже приблизились к 50 миллиардам рублей в год. Забил тревогу даже глава государства и велел больше не накручивать цену на водку. В итоге Росалкогольрегулирование (РАР) объявило новую цену на спиртное крепче 28 градусов: с февраля текущего года «пол-литре» водки было дано подешеветь с 220 рублей до 185 рублей.

Но куда же исчезла треть пьющего населения, которая якобы вдруг перестала пить? Водку покупать некоторые действительно перестали, а вот пить — нет. На смену водке успешно пришли дешевые суррогаты. По данным Аптечной гильдии страны, настойка боярышника по популярности у россиян стала абсолютным чемпионом среди «лекарств». Разумеется, что страждущие «лечатся» ею не чайными ложками, а стаканами и без назначения врача. В пьющем народе эту приятную настойку прозвали «медицинским коньяком».

 Водку покупать некоторые действительно перестали, а вот пить — нет

Особое место заняли появившиеся в розничной торговле спиртосодержащие лосьоны: «настойка красного жгучего перца», «настойка овса», «тоник медовый», «тоник с экстрактом женьшеня», «березовые почки» и еще масса других алкогольных суррогатов. Если прочитать этикетки, то настойки перца, женьшеня, меда и овса предназначены исключительно для укрепления волос. Однако те 30% потребителей, которые отказались от водки и стали покупать спиртосодержащие жидкости, почему-то так и не стали обладателями пышных шевелюр. Например, одна из моих воронежских знакомых взяла настойку перца в коммерческом киоске возле автовокзала. Покупала она ее по прямому назначению — укреплять волосы, однако успела заметить на себе брезгливый взгляд продавщицы, вроде «молодая и красивая женщина, а покупает дешевое пойло». В некоторых магазинах продают 45-градусные «пропитки для тортов» с ароматами рома, бурбона, коньяка. Некоторые «кулинары» берут… сразу по пять флаконов.

Зачем покупать водку за 200 рублей, если пару флакончиков можно купить за 90—125 рублей, а результат будет почти таким же

 Но не стоит думать, что всякого рода спиртосодержащие настойки теперь пьют только бомжи или опустившиеся алкоголики. Народные массы водка стала интересовать уже гораздо меньше. Ей и нашлась дешевая альтернатива в виде спиртосодержащих флакончиков, которую в народе окрестили «фуфыриками» и «фанфуриками». Пьющий люд разбавляет их и в результате получает «напиток» в 40 градусов. И действительно, зачем покупать водку за 200 рублей, если пару флакончиков можно купить за 90—125 рублей, а результат будет почти таким же. Как говорится, дешево и сердито.

Этот результат в виде пустых флакончиков мы сегодня можем встретить на лавочках в городских скверах, на автобусных остановках, возле киосков, а самое страшное — возле школ и других учебных заведений. «Фуфырики» стала активно употреблять молодежь. Наркологи уже бьют тревогу по этому поводу. Наш известный специалист, заслуженный врач России Вячеслав Трушов привел «Липецкой газете» тревожные данные:

 — Показатели первого квартала 2015 года просто ошеломляющие. Спиртного продается меньше, а количество алкогольных психозов (белой горячки) возросло на 2,8%, внутрибольничная смертность страдающих алкоголизмом увеличилась на 62,5%, показатель зарегистрированных наркологами подростков по употреблению алкоголя с вредными для здоровья последствиями увеличился на 6,3%. А за каждым процентом скрываются конкретные человеческие судьбы. На фоне оптимистичных отчетов «о снижении производства и реализации алкогольной продукции» реалии жизни оказались противоположными ожидаемым. Кто-то хорошо проанализировал складывающуюся ситуацию на алкогольном рынке и внес свои коррективы. И вот в киосках для продажи чипсов и сникерсов, а также в иных торговых точках, покупателям был предложен особый ассортимент алкоголесодержащей продукции — пузырьки с интригующими этикетками. А к этим спиртосодержащим пузырькам потянулась наша молодежь.

Всего в Липецкой области на официальном учете числится 26 тысяч больных хроническим алкоголизмом. Однако это лишь вершина айсберга. Как утверждают наркологи, на одного больного, состоящего на учете, приходится не менее 7 неучтенных алкоголиков.

Отчасти в «суррогатизации» алкогольного рынка виновато само государство, ускоренными темпами повышавшее стоимость спиртного и превратившее горячительные напитки в недоступный для весьма значительной части населения продукт.

Цифры страшные. С учетом фальсификата и самогона фактическое потребление алкоголя на душу населения в регионе составляет около 18 литров в год при допустимых 8 литрах.

Отчасти в «суррогатизации» алкогольного рынка виновато само государство, ускоренными темпами повышавшее стоимость спиртного и превратившее горячительные напитки в недоступный для весьма значительной части населения продукт. Теперь водка для многих стала существенным обременением семейного бюджета. Правительство словно спохватилось, удивившись этим парадоксам, и пытается поправить ситуацию. Лекарства на спирту предложено приравнять к алкоголю и продавать по рецепту, а заодно обложить налогами как спиртное. Побочный эффект такого решения в виде резкого роста цен на лекарства почему-то не смущает. Противники такого решения предлагают ограничить продажу «фуфыриков» в одни руки или ввести в настойки горькие добавки. Но ни то, ни другое решение пока не принято, дискуссия о всепобеждающих «фуфыриках» только набирает обороты в обществе.

Конечно, с распространением алкоголя, а тем более с его суррогатами бороться необходимо. Но надо признать: иные запретительные меры — от лукавого. С одной стороны, ведется кампания по борьбе с алкоголем, с другой — идет неприкрытая и навязчивая реклама данной продукции. И еще: у людей должна быть альтернатива, чтобы отказаться от спиртного. Ей бы могли стать физкультура и спорт. Однако пока мы видим, что некоторые молодые семьи в выходной день предпочитают проводить время не на спортивных площадках, а в торгово-развлекательных центрах. Это такой новый модный вид отдыха. А в подобных центрах спорт ограничен, как правило, боулингом и бильярдом. Иногда такие «спортивные» мероприятия сопряжены с употреблением алкоголя. И пока мы только призываем к здоровому образу жизни, некоторые граждане разного возраста, в том числе и молодежь, заменяют спорт и досуг непобедимыми пока еще «фуфыриками».

По материалам: http://www.lpgzt.ru/

Валерия Вершилова