0

Единоналожник не залатает бюджетные дыры

Вывести хотя бы 100 млрд. госденег из тени в 2016 году – реально. Компенсаторы: рыночное и прозрачное расходование бюджетных средств и выведение в прибыль госмонополий. Это обязательство необходимо закрепить в доходной части бюджета.

Лучшие компенсаторы возможных потерь бюджета – не «удавить» малый и средний бизнес. Хотя, именно их детенизация положена в основу 700-т (!) страничной «реформы» Налогового кодекса. И именно вокруг налоговых ставок предполагается борьба оппонентов. Двадцать процентов в налогах или меньше. Да какие низкие ставки не дай бизнесу, упирается г-жа Макеева, а все равно в тень лезть будут. Не факт, далеко не факт. Тем не менее, не в этом должен быть предмет спора.

Не в тени малого и среднего бизнеса первоочередная угроза экономической независимости и главный источник доппоступлений в бюджет.

 

Коррупция; безудержное воровство, а от того и крайняя неэффективность, убыточность крупных госмонополий; налоговые ямы и теневые рынки подакцизных товаров – в противодействии им и должен быть старт настоящих реформ

 

Отработайте вначале 30-ть реформаторских страниц, а не 700-т по изменениям в налоговом, криминальном кодексе и может еще каких законах. Все, что требуется от законодателей, дабы главную проблему решить и поднять, что под ногами. И Рада, даже если не по доброй воле, то под напором активной общественности вас поддержит. Лучше митинг в поддержку, чем в народную «ганьбу». Ведь эти 700 страниц содержат все что угодно, но только не просчет финансово-экономических последствий от внедрения инициатив. Новеллы не согласованы и с бизнесом, который собственно и тянет на себе налоговое бремя. В большинстве своем. Без всего этого, минфиновский талмуд ввергнет страну в хаос. Ибо это эксперимент, не более.

 

Профанация реформ или почему проект МинФина так критикуют

 

700 страниц Налоговой реформы

Сомнительно, что утомленные заокеанским обучением и практикой внедрения успешных бизнес-кейсов нынешние чиновники не понимают, где собака порылась. Отчаянно плохо, что отдельные из них еще верят: проникновенной лапшой все еще можно убедить пересичных, что только народными деньгами, вкоторе ужимая их пояса и с помощью зарубежных друзей можно спасти экономику страны. Не прокатит. В том числе и потому, что не менее глубоко понимают в чем корень зла украинских негараздов и партнеры-доноры «оттуда».

Тогда почему, намерений воспользоваться теневыми дописточниками, как-то и не видно особо в инициативах Регулятора? Там ведь хоронятся сотни млрд. реальных денег, которыми можно сбалансировать бюджет и даже перевыполнить условия МВФ. Внесите в бюджет, что обязуемся хотя бы 100 млрд. госсредств из тени вывести и все в норму придет.

 

Под 47% экономики уже в тени и темпы ее роста чрезвычайны – сокрушается г-н Абромавичус (по состоянию на август)

 

И большая часть неучтенки приходится на госсектор, вполне обоснованно нужно присовокупить. Ой, далеко не в текстиле вращаются народные многомиллиарды. Но даже если и в текстиле можно дополучить сразу и много нелегальных денег, то и этой задачей стоит заняться приоритетно.

Вместо прозрачных, лежащих на поверхности, безумных по масштабах миллиардов, народ слышит елейное: вот, мол, нужно еще найти правильных менеджеров, реорганизовать работу госсектора для работы в прибыль – это и есть неспособность правительства решать свои задачи эффективно и правильно расставить приоритеты. Если в отдельных случаях такой подход и не является проявлением коррупции, то, как минимум, это явное пособничество коррупционерам в дальнейшем разграблении казны. 

 

Копейка – рубль бережет. Справедливо, но не когда карманы дырявые

 

Так что пока вместо реальных реформ предлагается копеечный и сомнительный отыгрыш на мелком бизнесе. Установить, скажем, кассовый аппарат в киоск (?!) да еще, если там продают пиво, например, – на лицензии отжать 8 000 грн. При мизерном обороте напитка не будет заморачиваться с этими новеллами хозяин. Закроется. Или по другому на проблему глянуть. Много, такой «ворюга и сепарский пособник», уведет из бюджета? Явно не больше, чем придется потратить из госбюджета на с пафосом продвигаемые урядовцами «субсидии обнищавшим», контроль налоговиков и выплаты по безработице новым безработным.

Еще яркий пример «гобсековщины». Поднять акциз на вино натуральное в пять раз. Т.е. на литре – с 1-ой копейки до 5-и! Не смешите помидоры МВФу и выборцям таким источником! Да виноделы на одни только акцизные марки тратятся больше. Но даже до сегодня, при многолетних однокопеечных условиях по акцизу, где оно, это украинское натуральное столовое вино? Убили его лицензиями на оптовую торговлю по 0,5 млн. грн. в год (как, впрочем, и минипивоваров), а в довесок – уникальным 1,5%-м сбором на развитие виноградарства. Сбор, правда, реформаторы заменили в 2015-м году 5%-ым акцизом на розничную реализацию. Только от такой новации бутылка вина на полке стала еще дороже. И так, чтобы легче виноделам стало – не случилось.

Что с пивной отраслью станет при удвоении акциза – убедительно рассказали руководители отрасли в материале Реакция крупнейших пивоваров на инициативу удвоить акциз. По водке, с долей тени в более 50%-в ситуация не лучше. Тень, порожденная высокими акцизами, убивает легальных производителей. И также не душит смех от перспектив  добросовестных водкоделов. 

 

В обещания я не верю. Да и никто давно не верит

 

В обещания, что с 2017-го – до 2020 г. рост акцизов составит по 5%-ов ежегодно – никто не поверит. Ибо, не факт, что отрасли выстоят при «дубле» в следующем году. И еще – не менее важное. Совсем не очевидно, что столь долгое время нынешние чиновники удержатся в своих креслах. Все подобное было. Правила закреплялись в налоговых кодексах разлива разных годов. Но ежегодно этот закон бесстыдно нарушался Регулятором. Что, впрочем, происходит и сейчас. В чем разница с «папередниками-злочынниками» или папередниками, которые были до них? Предыдущие хотя бы группы рабочие собирали. С депутатами, бизнесом и активистами идеи глубоко прорабатывали, а не под елку 700 страниц в «пакете» дарили.

 

Пока до Регулятора не дойдет, что даже во сне грезить возможным попиранием буквы Закона нельзя, что это клятвопреступление и грех божий, ни о каком движении в Европу помышлять нельзя

 

Но есть и другие варианты. Протащить, уступив в торгах за кулисами часть пирога. ОК, тогда измените все законодательство под себя и опосля занимайтесь рукоблудием! И будьте уверены: тут же попрут инвесторы и процветание наступит.

Даже до недружественного северного соседа дошел простой аргумент: в условиях, когда дальнейший рост акциза уже не эффективен – нужно притормозить. Правительство РФ официально заявило о моратории на дальнейшее повышение этого налога до 2018-го года. Через снижение акцизных ставок прошли и ряд стран ЕС.

Очевидно, что шантаж прекращением вливаний от МВФ станет самой мощной страшилкой при лоббировании правительственного проекта. Однако, сложно отрицать, что даже при самых лояльных ставках, как ни крути – это банк, а не благотворительная организация. Без собственной выгоды денег не даст. И возвращать все займы придется. И если вы/бюджет сейчас и далее в профиците, то почему народ/бизнес должен быть в клоаке? (хотя, по факту – уже там).

 

В противном случае налоговая реформа повторит библейскую версию пира Вальтасара, после которого был разрушен Вавилон.

 

Бюджет, как продолжение "Пира Валтасара"

Рембрандт Харменс ван Рейн, Пир Валтасара, 1635

 

Такая поучительная история. Привел ее к тому, что довольно уже эксперименты над народом и страной ставить. Надоели революции. Строить пора. Ведь большинство великого уже случалось. Где-то и когда-то.  Да и как-то украинские первооткрыватели в сфере госуправления еще не отмечались Нобелевскими премиями. Но не высокие призы, к слову, сейчас тревожат украинцев больше всего.

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков