Что не срастается с Ассоциацией и уменьшением акциза малым пивоварням – до 200 000 Гл в два раза?

Пиво в Украине

малые производители пива20 мая текущего года народные депутаты приняли в первом чтении и за основу два взаимосвязанных законопроекта №№ 5118 и 5119.

Суть новаций состоит в том, чтобы ввести дефиницию «малые производители пива», увеличить граничную мощность этих предприятий до 200 000 гектолитров (20 млн л) с текущих 3 000 Гл, упростить регуляторные требования и ввести налоговую льготу для малых производителей пива в виде 50%-го уменьшения акцизной ставки на произведенное пиво от базовой.

При этом, авторы проекта н.д. Наталуха Д.А. и др. (очень много подписантов) пояснили, что данные изменения вносятся с целью выполнения Украиной условий по адаптации отечественного законодательства в части производства и налогообложения пива в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС (в частности Директивы 92/83/ЕЕС); развития малого (так называемого «крафтового» пивоварения), которое сильно пострадало вследствие ограничений и «локдаунов», вызванных необходимостью противостоять распространению COVID-19.

 

Последнее – абсолютная правда. Малые производители пива, как правило, реализуют свою продукцию в своих/арендуемых барах и в рознице практически не представлены.

 

Упала/запрещается посещаемость. Уменьшаются и доходы ранее привлекательного малого бизнеса. Ведь необходимо платить кредиты, аренду, зарплату персоналу и т.п.

 

Читайте также: За бокал пива в бельгийском пабе потребуют ботинок в залог (видео)

 

Законопроекты были поддержаны в первом чтении внушительными 284-мя голосами, что несколько странно. Даже не смотря на большое количество подписантов. А удивление вызывает тишина со стороны «борцунов» с надуманным «пивным алкоголизмом».

И это хорошо. Хотя бы потому, что такой дикий с точки зрения науки термин, как «пивной алкоголизм», звучать перестал. Но, может такой «дружеский» подход к малым производителям пива обусловлен тем, что за разработку аналитики брались эксперты BRDO? А далее, их исследование «Анализ рынка ферментированных алкогольных напитков» было положено авторами в основу пояснительных записок к законопроектам. Цифры и аргументация, во всяком случае, сильно совпадают.

 

Уберем конспирологию и перейдем к действительности и фактам

 

Очнувшись после крутого пике 2008-2015 г.г., когда отрасль потеряла 42,5% в основном «благодаря» жадности правительств. В высоких кабинетах, почему-то витала ошибочная мысль: чем выше задерем акциз, тем больше в казну денег и поступит. Потому и изгалялись над всеми производителями алкогольных напитков. Крепкий алкоголь и виноделы за тот же период потеряли еще больше. Под 70% былых объемов.

Одновременно, чудовищно расцвел теневой рынок– до 52-54% (в пересчете на абсолютный спирт) от всего алкоголя, который потребляли украинцы в 2020 году. Порядка 25 млрд грн недополученных совокупных поступлений в бюджет от реализации неучтенных алкогольных напитков, в основном, обеспечил «левый» тяжелый алкоголь.

 

Читайте также: Топ-20 домашних алкогольных напитков или самогон со всего мира

 

После 2017 года ставки акциза на алкогольные напитки прекратили свой рост. Как ожидалось, это не обеспечило рост выпуска зарегистрированного алкоголя. Особенно крепких спиртных напитков, которые привносят в теневой рынок его львиную часть. Та же водка, например, продолжила крутое падение легального производства и в период стабилизации акцизов.

 

Пиво же – в 2016-2020 г.г. демонстрировало близкие к статистической погрешности легкие изменения (+/-) в производстве на уровне 18 млн Гл.

 

Акцизные отчисления от производителей пива так же стабилизировались на уровне 4,7 млрд. грн. При этом, девять крупных производителей обеспечили совокупно 87% платежей акцизного налога.

Крупные пивовары также увеличивали отпускные цены (значительно выше роста индекса потребительских цен), сосредоточившись на продаже дорогих сортов пива, и смогли поднакопить немного «жирка», выйдя из состояния убыточности.

Речь идет об AB InBev Efes Ukraine (три завода), Carlsberg Ukraine (три завода), корпорации «Оболонь» (головное предприятие в Киеве) и «Першой приватной броварне» (два завода). Однако, долю рынка крупные пивовары начали терять.

С учетом роста цен, что неминуемо уменьшило продажи, можно выделить еще две основные причины их падения производства:

  1. Региональные независимые пивзаводы воспользовались технологическим изобретением в виде пеногасителя для налива пива. Вследствие этого, бурно развились сети продавцов их пива, которые предлагают разнообразие региональных сортов, наливая пиво в ПЭТ-бутылки. Увеличение таких магазинов-наливаек видно невооруженным глазом. И не только на местном уровне, но и в столице. Так что продукция региональных пивзаводов с историей довольно востребована.
  2. Развиваются довольно активно и микро-/малые производители пива. За 2015-1.06.2020 г.г. их количество увеличилось с 47 до 204 субъектов. Объем готовой продукции, которую легально могут отгружать микропроизводители пива, ограничен 3 000 Гл/год. Только при таком условии стоимость оптовой лицензии на реализацию будет равна 30 000 грн. Выпускаешь больше – плати 0,5 млн грн, что, естественно, ставит в неравные условия микро/малого пивовара и девять гигантов. Кстати, стоимость лицензии на производство равна 780 грн, не зависимо от объемов производства.

 

Читайте также: Производители крафтового пива надеются расширить свой бизнес за счет собственных tap room

 

По данным налоговых органов, в 2019 году только 9 пивзаводов сварили более 200 000 тыс Гл пива в год. Семь – 200 тыс. Гл; один – до 50 тыс Гл; 10 субъектов – порядка 20 тыс. Гл, столько же – 10 тыс Гл. и 204 в пределах 3 000 Гл пива в год. Кстати, последняя категория уплатила только 170 млн грн акцизного налога (при условии, что они произвели 612 Гл пива), что конечно же мелочь, по сравнению с совокупными отчислениями остальных, малых и больших производителей.

Проблемы, с которыми сталкиваются малые производители пива, и как их решить с целью гармонизации отечественного законодательства с Директивами и Регламентами Совета ЕС

 

  1. Главная проблема малых производителей пива – неоправданная зарегулированность производства. И, решая ее, в законопроекте №5119 авторы должны были принять к сведению, что 29 июля 2020 года Совет ЕС принял Директиву 2020/1151 «Поправки к Директиве 92/83 / EEC о гармонизации структур акцизов на алкоголь и алкогольные напитки». Там есть на что обратить внимание. Особенно, на градацию ставок акцизов в зависимости от крепости выпускаемого пива. Кроме того, предлагается и ряд регламенторных послаблений.
  2. Лицензирование в Украине так и не решает свою основную роль – разрешение на ведение определенного бизнеса. Вместо того, чтобы отбирать лицензии у нарушителей, бизнесмены сосредоточены на наполнении местной казны лицензионными платежами.
  3. Директивы Совета ЕС определяют общие правила, но оставляют простор для самостоятельных действий национальных правительств, исходя из особенностей своего рынка. В Украине таких особенностей много и в первую очередь огромный по размерам теневой рынок.
  4. Принимая решение об акцизной льготе, на которую рассчитывают малые производители пива, представляется разумным исходить из некой градации коэффициентов льгот, учитывая объемы произведенного пива и его крепость. Зависимость ставки акциза от крепости пива предлагается рассмотреть отдельно, детально анализируя правительственный законопроект №5600, который был зарегистрирован на днях.

А если остановиться на произведенном пиве за год, то видится приемлемым поднять граничный порог «малых производителей пива» с текущих 3 000 до 5 000 Гл напитка. Во всяком случае, так поступают в основных «пивных» странах.

 

Читайте также: Лучшее крафтовое пиво, которое перестало быть крафтом

 

Именно таких пивоваров часто льготируют двукратным уменьшением акциза по сравнению с базовой ставкой. Далее, есть смысл вводить некую шкалу (в зависимости от того, сколько правительство готово «потерять» на налогах. Ибо это уже не «малые производители пива» и потери в налогах будут несколько больше).

 

Во всяком случае, та же Директива 92/83/ЕЕС в первой строке выводит усредненную формулу: независимые малые производители пива с объемами выпуска до 25 000 Гл платят в среднем 1,4 евро за Гл/единицу Плато пива; до 37 500 – 1,6 евро, а до 50 000 – 1,8 евро/Гл.

 

В Украине пока применяется измерение пива по двум основным параметрам: плотность и крепость (град. об.). Новая Директива, упоминаемая выше, требует к 2030 году «усовершенствовать» систему и перейти на измерение параметров пива в единицах Плато. Если грубо, то 12 ед. Плато соответствует 4,8 об % алк. в напитке. Так что, к выполнению и этой новеллы нужно постепенно готовиться.

Автор: независимый эксперт рынка алкогольных напитков

Игорь Товкач

 

 

Игорь Товкач

Игорь Товкач

Независимый эксперт рынка алкогольных напитков

Добавить комментарий