Алкогольная стратегия Великобритании – будущее нации или крик о помощи?

Пиво в мире ПИВО

В Великобритании разработано ряд новых предложений по повышению эффективности мер, направленных на предотвращение пагубного влияния алкоголя на потребителей.

Июль 2013 года ознаменовался завершающим этапом в разработке Правительством Британии основ алкогольной стратегии. В анализе текущей ситуации с проблемами злоупотребления алкоголя в Великобритании принимали участие ряд экспертов из области здравоохранения, правоохранительных органов, а также представителей алкогольной индустрии.

Лейтмотивом нынешних дебатов стала устрашающая статистика, которая была опубликована к концу 2012 года. По данным исследований, 47% несчастных случаев в Туманном Альбионе происходят по причине алкогольного опьянения, а преступления, совершенные под воздействием алкоголя обходятся обществу около 11 млрд. фунтов стерлингов в год. Ежегодно в Англии умирает более 15 000 человек от сопутствующих алкоголизму болезней.

Среди мер, предложенных разработчиками алкогольной стратегии, необходимо отметить следующие.

Во-первых, местным органам самоуправления предложено размещать информационные бигборды на социальную тематику, которая утверждает основной тезис – ответственное употребление алкоголя сохраняет здоровье и общественный порядок.

Во-вторых, предлагается ужесточить административные рычаги воздействия на недобросовестных продавцов алкоголя и владельцев пабов. Так, продажа алкоголя лицу, не достигшему 18-летнего возраста, будет караться наложением штрафа (теперь уже удвоенного) в размере 20 000 фунтов.

«Проводя параллель с ситуацией в Украине, следует отметить, что не смотря на относительно недавнее резкое повышение штрафных санкций за подобные нарушения (продавец может быть оштрафован на сумму до 1700 грн, а собственник торгового объекта – до 6800 грн) – должного эффекта на правонарушителей эта мера воздействия не оказала. Опрос собственников торговых точек и продавцов выявил и главную причину. Слабый контроль: как со стороны государства, так и со стороны общественности»

Но вернемся к Британии. Помимо перечисленного, местные власти наделили правом контролировать ночное распространение алкоголя путем выдачи специальных лицензий. А именно, на свое собственное усмотрение владелец магазина видя, что продажа горячительных напитков в ночное время способствует ухудшению социального поведения отдельных лиц в его районе, может огранить продажу алкоголя до утра.

Более того, правительство решило выделить дополнительные средства на информирование возрастной группы от 40 до 75 лет об ответственном употребление алкоголя.

Довольно интересны предложенные разработчиками взаимные уступки между бизнесом и местными властями. Так, в случае участия производителя алкоголя в проекте ответственного употребления и продвижения этой идеи в обществе, власти, в свою очередь обязуются не создавать бюрократические механизмы (так называемые red tape) при получении лицензии на розничную торговлю и другие разрешения. Помимо этого, предлагается отменить возобновление лицензий на продажу алкоголя каждые десять лет. Она будет выдаваться один раз и навсегда.

Отдельно следует остановиться на предложениях по разработке ценовой политики. В документе акцентировано внимание на том, что все существующие проблемы порождает прежде всего дешевый алкоголь.

«Все существующие проблемы порaждает прежде всего дешевый алкоголь»

В связи с этим, предложено на государственном уровне устанавливать минимальную цену за юнит алкоголя. Также, предлагается установить минимальную цену на алкоголь с определенной крепостью.

Правительство расценивает ответственное употребление алкоголя в первую очередь как следствие количества его употребления в перерасчете на содержание в нем абсолютного спирта. Внедряя систему ответственного употребления, например, в сети ХоРеКа продавцов будут обязывать предлагать меньшие объемы алкоголя посетителям. Вместо емкости пивной пинты (0,568 л.) следует, предлагать емкости 0,33 и менее.

По аналогии с табачными изделиями, предлагается ввести обязательную маркировку на этикетках алкогольной продукции с сообщением о вреде здоровью в случае безответственного употребления.

Однозначно, что подобные плодотворные обсуждения совместной деятельности между правительством, народными депутатами, общественностью и производителями алкогольной продукции должны стать традицией и в Украине. Необходимо понимание, что забота о здоровье населения – задача общая, которую не решить запретами. Наконец мы все должны понять, что это не борьба за сферу влияния — кто кого опередит: власть создаст новые ограничения для алкоголя или алкогольная индустрия до этого успеет продать как можно больше своей продукции. Лишь посредством сотрудничества могут быть созданы те точки взаимных интересов, когда продвижение здорового образа жизни и обеспечение здоровья нации станет первостепенной задачей социально ответственного государства и бизнеса.

Sergey Tkach