Алкогольная политика Швеции. Успех или все же провал? Часть 2: Проблемы противодействия алкоголизму в связи с присоединением к Евросоюзу

Ответственное потребление ПИВО

(Продолжение)

При вступлении Швеции в Евросоюз (в 1995 году), увеличилась доля официально разрешенной к импорту в страну алкоголесодержащей продукции. Позволено ввезти не 15, а 110 л вина и не 5, а 90 л пива.

В связи с ростом импорта, в том числе и контрабанды, по данным SoRaD (Центра социальных исследований в области алкоголя и наркотиков), часть реализованного алкоголя через Systembolaget уменьшилась до 57% от всех употребляемых в стране алкогольных напитков.

Остальная продукция распространяется через нелегальные каналы и, таким образом, не облагается налогами. Шведские власти потеряли контроль над существенной частью торговли алкоголем.

Закупку и ввоз больших партий спиртных напитков подтверждают таможенные службы и производители, реализующие алкоголь в пограничных зонах (где шведы обычно закупают алкогольную продукцию). Этот вид криминального бизнеса вышел на профессиональный уровень.

Как результат, госбюджет недополучает более половины поступлений в казну. Общие потери оцениваются в сумму, превышающую 500 млн. евро ежегодно.

По оценкам SoRaD в период 2002-2008гг. посредством «потребительского» импорта и контрабанды было ввезено в страну около 420 млн. литров пива и 68 млн. литров крепкого алкоголя и вина . Стоимость этого алкоголя в пересчете на цены в Systembolaget составила более 2млрд. евро.

Не достигла алкогольная кампания Швеции и своей цели по уменьшению потребления крепких напитков молодежью. Скорее результат можно оценить как такой, что достиг прямо противоположных целей.

По причине высокой доли в торговле нелегальной продукции неконтролируемое употребление алкоголя подростками только возросло. Для поставщиков контрабанды именно несовершеннолетние жители Швеции являются основными покупателями. А все потому, что они не имеют возможности приобрести спиртное до достижения 20-летнего возраста.

В местах общественного питания, где разрешается приобретение спиртного с 18 лет, часто можно наблюдать ситуацию чрезмерного потребления алкогольных напитков молодыми людьми. В результате, не редки случаи возникновения драк, дебоширства и некорректного поведения молодежи в общественных местах.

 

Принятие жестких ограничений при реализации алкогольной политики принесло значительные убытки и пивоваренной отрасли.

Большую часть потребляемого в Швеции пива составляют напитки с содержанием алкоголя более 3,5% (около 67%). Такое пиво можно легально приобрести только через Systembolaget или в секторе HoReCa. «Водянистые» сорта пива (то есть с содержанием алкоголя до 3,5%) продаются и в обычных супермаркетах. Но в последние годы наблюдается тенденция перехода потребителей от легких к более крепким сортам хмельного. За период 1994-2008 гг. сегмент крепкого пива вырос с 36% до 67%.

Наблюдается и рост нелегально сбываемой пивоваренной продукции. В 2008 году уровень потребления крепкого пива составлял 393млн. литров, из которых всего лишь 212млн. литров были приобретены через сеть Systembolaget.

Остальная часть пивной продукции была закуплена и реализована за счет импорта и контрабанды (около 30%).

Спад производства пива существенно отразился на занятости населения в пивоваренной отрасли. По причине резкого спада легальных продаж несколько заводов, выпускающих хмельной напиток, были вынуждены прекратить свою деятельность.

Потребление спиртных напитков в Швеции только на первый взгляд кажется умеренным. И то, если рассматривать объемы легальных каналов сбыта. С учетом неофициальной доли продаж количество потребляемой алкогольной продукции возрастает практически в два раза.

Принимая во внимание последствия «сухого» закона, принятого в США, имея собственный горький опыт аналогичных запретов времен горбачевского «сухого» закона, можно предположить, что категорические запреты, если они не учитывают внутренние особенности правовой культуры государства и внешние факторы взаимоотношений со странами-соседями могут иметь совершенно обратный эффект и решительно противоположный результат.

Возникает правомерный вопрос: стоит ли «слепо» копировать опыт развитых стран в стремлении уменьшить уровень потребления алкоголя? Тем более, когда сами власти (как в случае со Швецией) официально признают его не эффективным?

Реальная забота о здоровье нации не имеет ничего общего с PR-ом отдельных политиков, а требует глубокого и системного анализа проблемы, разработки долговременной стратегии и терпения соответствующих государственных структур в ее реализации.

Следует также признать, что без должного государственного финансирования в реализации конкретных программ в Украине все добрые намерения останутся не более чем пустой демагогией.

Статья подготовлена по материалам The Swedish Retail Institute для Ассоциации пивоваров Европы.

Олег Усманов