0

Алкогольная политика России может привести к обратному эффекту

В России проводится кампания по повышению акцизов, однако, как свидетельствуют данные института Гайдара, и она не подтолкнет граждан перейти на напитки с меньшим содержанием алкоголя.

Согласно исследованиям, которые были проведены в институте Гайдара, в России преобладает “северный тип” потребления алкоголя, согласно которому 51% рынка занимают крепкие напитки, 38% – пиво и лишь 11% – вино.

В течение 2000-х рост акциза на крепкий алкоголя превышал рост акциза на напитки с низким содержанием алкоголя, что, в свою очередь, приводило к росту потребления пива и вина. Однако за последние пару лет в стране проводилась такая алкогольная политика, в результате которой ставки акциза на крепкий и слабый алкоголь стали практически идентичными. За 2010 год акциз на пиво вырос в три раза. В результате этого разница между ставкой акциза на пиво и водку установилась на уровне всего 25%, в то время как в Европе она измеряется разами.

Исследователи института заявили также, что в 2009 году акцизная нагрузка на слабоалкогольные напитки была в 3.18 раз меньше, чем на крепкий алкоголь. В результате налоговых изменений за последние годы, этот показатель был сокращен до 1.25. При этом на данный момент ставка акциза на крепкий алкоголь в его цене составляет 28.8% в России против 37.5% в Европе. Такая алкогольная политика не только не приведет к уменьшению потребления алкоголя, она будет иметь кардинально противоположный эффект, свидетельствуют данные ВОЗ.

Андрей Васильев