0

Акцизные перспективы: чем обернется для производителей алкоголя повышение акцизов на 27%

Зачем правительство снова планирует повысить ставки акцизов на алкоголь и табак и какие это будет иметь последствия?

Кабинет министров Украины инициирует повышение ставки акциза на алкоголь на 26,7% с 1 января 2016 года. Об этом говорится в правительственном законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов», текст которого пока не опубликован на сайте парламента.

Согласно документу, предлагается повысить ставку акцизного налога на пиво из солода с 1,24 до 1,57 грн за литр, вино игристое – с 3,58 до 4,54 грн за литр.

Согласно пояснительной записке к документу, повышение ставок объясняется показателями индекса потребительских цен и индекса цен производителей, которые в 2015 г. спрогнозированы на уровне 126,7% и 126,5% соответственно.

Вместе с тем, согласно пояснительной записке, повышение соответствующих акцизов и рентных платежей на использование радиочастотного ресурса, ренты на газ и нефть позволит дополнительно привлечь в бюджет около 10 млрд грн.

«Принятие закона позволит обеспечить соответствие размеров ставок налогов и сборов инфляционным процессам в экономике и предоставит возможность получения дополнительных поступлений в сводный бюджет Украины в сумме около 10 млрд грн», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

 

Согласно пояснительной записке к документу, повышение ставок объясняется показателями индекса потребительских цен и индекса цен производителей, которые в 2015 г. спрогнозированы на уровне 126,7% и 126,5% соответственно

 

Agravery.com расспросила производителей подакцизных товаров, что они думают о правительственной инициативе и чем это повышение может обернуться для отраслей.

 

 

Директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко

 

Пересмотр ставки акцизного налога полностью вышел за рамки не только законодательных норм, адекватных экономических обоснований, но и просто элементарной логики.

На сегодняшний день сложилась беспрецедентная схема просмотра акцизов. С одной стороны продолжает существовать норма, согласно которой ежегодное изменение ставки акцизного налога производится в соответствии с индексом потребительских цен. Небольшая ремарка: необходимо понимать, что ежегодная индексация ставок акцизного налога – это компромисс, к которому в свое время пришли органы власти и предприниматели.

Дело в том, что налог не должен индексироваться. Как и многое другое, это является своеобразным украинским ноу-хау. Однако, понимая, что повышения не избежать, производители согласились с таким механизмом изменения ставок, который бы позволял осуществлять долгосрочное планирование, опираясь на открытую информацию, в данном случае на индекс потребительских цен.

 

Пересмотр ставки акцизного налога полностью вышел за рамки не только законодательных норм, адекватных экономических обоснований, но и просто элементарной логики

 

С другой стороны, действует постоянная практика внеплановых повышений с подачи исполнительной власти или депутатского корпуса. На сегодняшний день нам известно о двух законопроектах по повышению акциза – законопроект №1474 от 16.12.2014 г. и законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов», где субъектом законодательной инициативы выступило Министерство финансов Украины. Этот документ собственно и является результатом функционирования механизма индексации акциза. С окончательной редакцией мы не знакомы.

 

Действует постоянная практика внеплановых повышений с подачи исполнительной власти или депутатского корпуса. При этом мнение бизнеса полностью игнорируется

 

При этом мнение бизнеса полностью игнорируется. Как минимум, необходимо было аннулировать норму о ежегодной индексации. Но нет. Правительство превращает акциз в источник латания бюджетных дыр, истощая отрасль (мы говорим о виноделии), не задумываясь над тем, какую цену необходимо будет заплатить за ее восстановление.

В 2014 году винодельческая отрасль столкнулась с настоящим антирекордом. За первые 6 месяцев ставка акцизного налога увеличилась на 43%.

Понятие «винный рынок» уже нельзя применять к Украине, учитывая его размеры. Объем выпущенной продукции (тихие вина) в 2014 году едва превысил 6 000 тыс. дал, что является самым низким показателем за годы независимости.

 

Правительство превращает акциз в источник латания бюджетных дыр.

Цель – наполнить бюджет – не будет достигнута, ведь необоснованное повышение акциза приводит исключительно к снижению производства, а соответственно, и снижению отчислений в бюджет.

 

Мы прекрасно понимаем, что экономика страны в ужасном состоянии, и правительство лихорадочно ищет средства для наполнения бюджета. В этом случае, его действия должны быть максимально выверенными, чтобы в погоне за быстрым результатом (хотя как-то наполнить доходную часть), не добить окончательно промышленность, которая еще способна работать и, в принципе, платить налоги.

Учитывая условия, в которых работают виноделы, можно утверждать, что они уже прошли индексацию с запасом. Поэтому ни о каких повышение не может быть и речи. Неужели опыта предыдущих лет специалистам правительства не достаточно, чтобы понять, что цель – наполнить бюджет – не будет достигнута, ведь необоснованное повышение акциза приводит исключительно к снижению производства, а соответственно, и снижению отчислений в бюджет.

 

 

Председатель ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк

 

По нашим подсчетам ежегодное повышение ставки акцизного сбора на 5% может приносить реальные увеличение поступления в бюджет. Увеличение же на 10 и тем более 20% несет обратный эффект.

 

Украина сегодня имеет самый низкий коэффициент отдачи от повышения ставок акциза и тем не менее наши законодатели продолжают надеяться

 

Украина сегодня имеет самый низкий коэффициент отдачи от повышения ставок акциза и тем не менее наши законодатели продолжают надеяться.

Индексация ставки на 26% – это очередной удар по легальным производителям. Считаем, что реальным фактором, который увеличит поступления в госбюджет сможет стать борьба с нелегальным рынком, который недоплачивает сотни миллионов гривен налогов ежемесячно.

 

 

Директор по корпоративным связям компании Efes Ukraine Валентин Бойницкий

 


Согласно пояснительной записке к документу, такие повышения ставок объясняются показателями индекса потребительских цен и индекса цен производителей, которые в 2015 г. спрогнозированы на уровне 126,7% и 126,5% соответственно.

 

В какой-то момент чиновники и депутаты вспоминают о безотказном и простом способе привлечения денег в бюджет путем повышения акцизов настолько, насколько нужно, чтобы закрыть дыры в бюджете

 

Такая практика прописана законодательно – ежегодно в июне-июле Кабмин должен вносить предложения по акцизам начиная с будущего года, повышая их на уровень инфляции.

К сожалению, украинская законодательная практика показывает, что эта норма, как правило, не выполняется. Точнее, сначала правительство, как и положено, вносит предложение о повышении на прогнозируемый уровень инфляции. А после этого готовится бюджет на следующий год и денег традиционно не хватает. В какой-то момент чиновники и депутаты вспоминают о безотказном и простом способе привлечения денег в бюджет путем повышения акцизов настолько, насколько нужно, чтобы закрыть дыры в бюджете.

 

Повышение акциза на пиво у нас традиционно объясняется популистскими аргументами, которые имеют мало общего с реальностью

 

Повышение акциза на пиво у нас традиционно объясняется популистскими аргументами, которые, как правило, мягко говоря, имеют мало общего с реальностью. Например, в прошлом году Премьер-министр обосновывал необходимость поднять акциз на пиво на 42.5% тем, что якобы «в стране огромными темпами растет пивной алкоголизм».

Нам вместе с коллегами пивоваренной отрасли было крайне странно слышать уважаемого нами руководителя правительства европейской страны, который обвиняет целую отрасль аргументами желтой прессы и репертуара антипивных лоббистов. Поэтому мы обратились с официальным запросом в Минздрав Украины, и попросили предоставить статистику по заболеванию в Украине на «пивной алкоголизм».

 

Важнейшие экономические решения у нас продолжают принимать (или, как минимум, обосновывать) под влиянием мифологии бульварной прессы

 

От Минздрава мы получили вполне ожидаемый ответ, что такой статистики они дать не могут, ее не существует, так как не существует и самого заболевания.

Тем не менее, к сожалению, важнейшие экономические решения у нас продолжают принимать (или, как минимум, обосновывать) под влиянием мифологии бульварной прессы. Во всяком случае, складывается именно такое впечатление.

По повышению акцизов на уровень инфляции – нас, как бизнес, вполне устраивает такой подход при условии, что ему действительно будут следовать на практике, а не находить каждый раз какие-то чрезвычайные причины для очередного раздувания акцизов.

Бизнесу, и это касается не только пивоваренной отрасли, очень важна предсказуемость правил игры, без которой невозможно планировать текущую деятельность, не говоря уже о долгосрочных инвестициях.

 

Источник: agravery.com

Олег Усманов