0

Акцизная история: в поисках утраченной логики

Среди всех налоговых поступлений в государственный бюджет Украины на втором месте по объему находится акциз. От акциза государство получает больше денег, чем и от налога на прибыль предприятий, и от налога на доходы физлиц.

Больше, чем акциз, в госбюджет приносит денег только НДС. Причём, в отличие от НДС, который платят все покупатели товаров и услуг в Украине, поступления от акциза обеспечивают максимум пара десятков компаний. И большинство из этих компаний – крупные международные инвесторы. К примеру, все производители табачной продукции в Украине – иностранные компании. Много международных игроков среди импортеров крепкого алкоголя. Крупнейшие пивовары в стране, помимо украинской «Оболони», это SUN InBev, Carlsberg и Efes, работающий в альянсе с еще одним глобальным пивоваром – британской SABMiller plc.

 

Другими словами, пара десятков дисциплинированных бизнесов, законопослушных и аккуратных плательщиков, обеспечивают второй по объему источник налоговых поступлений в государственный бюджет. Это же практически мечта любого налоговика!

 

Возможно, поэтому акциз привлекает так много державного внимания, особенно в кризисные времена, когда на него смотрят как на безотказную палочку-выручалочку, в-бюджете-дыры-закрывалочку…

 

А как же быть в этой ситуации подакцизным бизнесам? Как обычно в Украине – адаптироваться, не терять надежды на будущее и объяснять-объяснять-объяснять.

 

В случае с иностранными компаниями дело усложняется еще и тем, что объяснять приходится не только собеседникам в украинской власти. Немало сил уходит на то, чтобы объяснить происходящее акционерам компании и коллегам в международных штаб-квартирах. Причем далеко не всегда такие попытки бывают успешными.

 

Вот, к примеру, как объяснить акционерам, что законы, принимаемые украинским парламентом, не являются обязательными для самого украинского парламента?

 

Несколько лет назад было принято важное изменение в законодательство в отношении акцизов: повышение акцизов должно происходить с начала нового бюджетного года, на уровень прогнозируемой инфляции, а новые акцизные ставки становятся известны не менее, чем за шесть месяцев до их вступления в силу. Абсолютно логичные и разумные правила, необходимые для нормального планирования бизнеса.

 

«Наконец-то в акцизной политике государства начал появляться здравый смысл» – с облегчением подумал бизнес. И ошибся. Эта норма закона до сих пор не исполнялась еще ни разу! Причем ее не-исполнение иногда приобретает абсурдные формы: например, в 2013 году ставки акциза на следующий год мы узнали только в середине декабря, – менее, чем за две недели до их вступления в силу. А до этого момента разброс сценариев повышения, которые озвучивались и в парламенте, и в правительстве, был в диапазоне от нуля до 200% – то есть, акцизы могли как вообще не поднимать, так и увеличить на любую величину, вплоть до повышения их в три раза. И как объяснить такое международным инвесторам, привыкшим иметь дело с государствами, которые как минимум свои собственные законы воспринимают всерьез?

 

Или как им объяснить причины, которыми в Украине обосновывают решение поднять акцизы?

 

К примеру, в прошлом году, анонсируя поднятие акцизов на пиво на 42.5% (традиционно – за месяц до их вступления в силу), Премьер-министр публично обосновал такую необходимость тем, что, цитирую, «в стране огромными темпами растет пивной алкоголизм».

 

Нам вместе с коллегами по пивоваренной отрасли было крайне удивительно слышать руководителя правительства современной европейской страны, обвиняющего целую отрасль аргументами из желтой прессы. Разумеется, мы тут же обратились в Минздрав Украины с официальным запросом, где попросили предоставить статистику заболеваемости «пивным алкоголизмом» – коль уж премьер-министр на всю страну выразил обеспокоенность по этому поводу. И, разумеется, от Минздрава мы получили вполне ожидаемый ответ, что такой статистики они дать не могут: ее просто не существует в природе, поскольку не существует и самого заболевания «пивной алкоголизм».

 

Справедливости ради, стоит отметить, что с недавних пор стремление поднять акцизы уже не обосновывают при помощи мифологии из бульварной прессы – просто говорят, что бюджету нужны деньги, и отрасли, которые могут платить больше, должны платить больше. Самим отраслям от такого объяснения не легче, но так, по крайней мере, честнее.

 

А что касается того, что отдельные отрасли могут платить больше – даже если сегодня это так, не стоит ли подумать о будущем – как долго они смогут платить больше?

 

В первой половине 2015 года, по сравнению с тем же периодом в 2014 году, производство пива в Украине сократилось на 25%. Другими словами, только за предыдущее полугодие пивоваренная отрасль сократилась настолько же, насколько она уменьшилась за предыдущие шесть лет (за 2008-2014 сокращение производства пива в Украине составило 28%).

 

Когда закончится кризис на востоке, придет время восстанавливать страну и возвращать кредиты международным донорам, Украине понадобится крепкая работающая экономика, с аккуратными законопослушными компаниями-налогоплательщиками. Остаётся надеяться, что такие компании доживут до тех времен. А для этого нужно, среди прочего, чтобы в акцизную политику государства поскорее вернулись логика и здравый смысл.

 

Валентин Бойницкий, Директор по корпоративным связям пивоваренной компании Efes Ukraine

 

Анастасия Слобода