0

Африка является перспективным рынком для пивных гигантов

Статистика показывает, что в Африке голод: миллионы людей умирают от истощения и болезней, а в Кении и Эфиопии лагеря беженцев переполнены до предела. Но никто не говорит о том, что экономика Африки растет и развивается. А это действительно так. Возьмем, например, рынок пива в Африке. Среднестатистический африканец потребляет всего 8 литров серийного пива в год. По сравнению с 70 литрами, которые выпивает американец. Но все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Африканцы производят огромное количество домашнего пива из сорго, проса и других злаков. В ходе опроса лондонской фондовой биржей SABMiller, было выявлено, что доморощенный пивной рынок Африки в четыре раза больше по объему, чем организованный рынок.

Пивовары делают ставку на быстрорастущий средний класс Африки, который желает принимать участие в торговле. Пиво, сваренное в домашних условиях, может быть отличным, но его качество нестабильно: иногда пиво содержит в себе комочки и не имеет определенной печати. Компания SABMiller, которая работает в 37 африканских странах, пытается соблазнить любителей домашнего пива посредством качественных напитков из сорго и маниока. Eagle от SABMiller, первое в мире пиво из сорго, запущенное в 2002 году, производимое в Уганде, уже является одним из самых продаваемых сортов пива на востоке Африки. Спрос на Impala SAB, первое в мире серийно выпускаемое пиво из маниока, производимое в Мозамбике, уже превышает предложение после его запуска четыре месяца назад.

Компания SAB (ранее South African Breweries), основанная в 1895 году, чтобы утолить жажду золотоискателей в Йоханнесбурге, в настоящее время вкладывает инвестиции в развитие отрасли в Африке.

До приобретения в декабре прошлого года австралийского Fosters, объемы продаж SABMiller в Африке (за исключением Южной Африки) составляли всего 12% от общего объема продаж, в том числе безалкогольных напитков и розлива. Тем не менее, Африка привлекает почти треть общего числа инвестиций – $ 1,75 млрд. В течение последних четырех лет большинство из которых – на пиво.

Вместе с французским совместным предприятием-партнером, Castel, SABMiller занимает 60% коммерческого рынка пива в Африке и составляет почти полную монополию в Южной Африке. Но другие глобальные пивовары также стремятся расширить свою деятельность на континенте, чтобы компенсировать падение продажи пива в развитых странах мира. Heineken теперь является крупнейшей пивоваренной компанией в Нигерии, заплатив недавно $ 163 млн. за две эфиопские пивоварни. Вместе в Diageo, лидером в Кении, эти четыре пивоварни составляют около 80% африканского рынка.

Тем не менее, до сих пор прибыль в африканских странах не совпадает с предложением в развитых странах мира. Но все должно улучшиться по мере роста доходов. Продажи, которые по объему возросли за последние десять лет более чем на 100 000 гл, могут возрасти еще на 50% в течение ближайших десяти лет, считает банк Morgan Stanley.

Опыт SABMiller, Heineken, Diageo и Castel  в Африке помогает. Компании завлекают потребителей не только традиционным африканским пивом, но и безалкогольными солодовыми напитками. Все четыре пивоварни довольно успешно работают на африканском рынке и завоевывают все большее количество приверженцев. Castel, к примеру, увеличил продажи пива на 13% по всему региону, а  объемы продаж Heineken  возросли на 7% за 2011 год. Это популяризирует бренды и подталкивает людей к покупке как доморощенного пива так и, наконец, премиум-брендов. Пивной рынок Африки стремительно развивается: общий рост объемов продаж в 2011 году составил 8%, а доморощенный рынок с каждым годом становится все более организованным.

Некоторые беспокоятся, что соблазнительные рекламные объявления будут способствовать злоупотреблению алкоголем. Грехем Макей, начальник SABMiller, считает эту критику несправедливой. Его фирма является, как он говорит, «силой добра», так как создает легионы рабочих мест, обеспечивает стабильный доход для фермеров и является крупнейшим налогоплательщиком в ряде стран. А это, по его мнению, неплохая стратегия.

Валерия Вершилова