Видимо не аргумент для Регулятора[1]. Там, похоже, одни индропарастаты собрались.

Снова не хватает денег, так добавим акцизы. Опять МинФин  страшает безумными ставками. С 2016 года предлагают их на пиво удвоить. И это на фоне безумного падения производства пива за 8 мес. т.г. – 23,1%. По ЛВИ тоже не сахар – на 17,8% к АППГ.

С таким катастрофическим и даже близким к нему обвалом производства, по крайней мере пивовары, еще не сталкивались со средины 90-х. Свыше $3,0 млрд. совокупных инвестиций  с 1996-го делались материнскими структурами в надежде на  огромный потенциал рынка. Еще бы. Тогдашние 11 л./год среднедушевого потребления в сравнении с 78-ю по странам ЕС давали огромную уверенность инвесторам. Но с 2008-го прогресс сменился обратным. К началу  2014 года производство потеряло 24% от пиковых 320 млн. дал. 14-ый показал еще минус 17% к ААПГ до 241,6 млн. И вот, на фоне полного разрушения отрасли заявлять о двукратном росте ставки прямого акциза в 2016-м – до 2,48 грн./л?

 

Свыше $3,0 млрд. совокупных инвестиций  с 1996-го делались материнскими структурами в надежде на  огромный потенциал рынка

 

Кто-то, из как бы отвечающих, смотрел загрузку мощностей отрасли (при потенциале в 450 млн. дал./год выйдет в 2015 г. на 185 млн.), а особо у компаний СанИнбев и Карлсберг (имеют по три площадки в Украине, каждая)? При их раскладах впору нам устраивать тото со ставками на: кто из них и где раньше закроет завод. Можно даже уточнить место: Николаев или Запорожье. Ставлю на судостроительный.

А финансовое состояние «Оболони», лишение единственного пивзавода в Донецке Эфесом – тоже имели в виду? Видно, что имеют.

 

И не стоит аргументировать, мол, в 2015-м акциз на алкоголь не поднимался. А беспредельный 5%-ый акциз на розницу (тема другой статьи), который в эквиваленте добавил к текущему + 38%? Потребителю, ведь, по сути все равно, как называется этот акциз. Он платит по итогу. И как видим из падения продаж, не особо возбужден ростом цены на полке с декабря по август 15-го на 4 гривны за литр. До конца года лучше не будет. Хотя в холод и пиво не пьется, но даже при этом,  цены производителям повышать придется еще.

 

PwC предупреждало еще в 2014-м, акциз бюджету больше не источник. Рост акциза в 2014 году на 42,5% привел к увеличению совокупных поступлений бюджета только на 4,8%

 

Не знаю, как кто, но аудиторам из большой четверки верят во всем мире. Потому и называют их Большой Четверкой.

Вот и сам, верю исследованию аналитиков PwC «Консультационная поддержка в разработке проекта долгосрочной акцизной политики Украины для алкоголесодержащих напитков» (декабрь, 2014 г.).

Не тема этой статьи погружаться во все детали глубокого исследования всех терний,  которые с кровью долали производители пива, водки и вина с 2008 года. Как изменялись совокупные поступления в бюджет от отраслей и их смежников при разных эмпирических экспериментах Регуляторов и пр., пр.

 

Но несколько очень важных выводов от авторов отметить необходимо:

  1. В 2014 году экономическая ситуация в Украине значительно ухудшилась, что привело к актуализации вопроса поиска дополнительных поступлений в бюджет (здесь, правда, стало еще горше в 2015, – прим. авт.)
  2. Непоследовательная и непрогнозируемая государственная политика в сфере управления ставками акцизного налога, а также их резкое увеличение в кризисные годы, привели к его истощению в качестве источника обеспечения дополнительных поступлений в бюджет Украины и негативных социально-экономических последствий, а именно увеличении уровня «тенизации». (Рост акциза в 2014 году на 42,5% привел к увеличению совокупных поступлений бюджета только на 4,8% из просчета PwC. – прим. авт.).

 

Необходимые пояснения: в исследовании показано, что пиво – настойчиво умирает, водка и вино – сильно двигаются в тень. Это как в законе о сохранении энергии. Пить, так чтобы критически – меньше не стали. Пиво суррогатить не реально, а ввозить бестаможенно – себе дороже, да и продать никак. Ибо в розницу, если ты не крут, и без левака протиснуться мало реально.

 

За счет тенизации украинский бюджет может недополучать до 12 млрд. грн. в год, поэтому важным приоритетом для державы должно стать внедрение мер по контролю за обращением алкоголесодержащих напитков

 

 

С другими алкогольными левачить проще. Навар круче, фальшивить – просто. Цена теневого много ниже легального. Так что весь упадок за 2008 – 2014 учтенных ЛВИ и вина в перерасчете на тыс. л. 100%-го спирта: ЛВИ – с 176 до 107, вино – с 46 до 16 – большей частью добавился к тени. И вот какое дело. Чем больше заработок теневика, тем больше желающих находится. И все истории о задержании каких-то партий, аресте производств – даже не мизинец. Фаланга, которую легко теряют настоящие якудза, когда совершают мелкую провинность. Так что ГФС здесь, не особо при чем. Они могут влиять, но не кардинально.

  1. За счет тенизации украинский бюджет может недополучать до 12 млрд. грн. в год, поэтому важным приоритетом для державы должно стать внедрение мер по контролю за обращением алкоголесодержащих напитков. (Чем не хороший компенсатор? И я не особо согласен с выводами PwC, что в тень на 2014 г. ушло только 33% всего рынка алкоголя. Есть аналитика полагать, что почти вдвое больше. Но пока еще не встречал инициатив Регулятора по реальному уменьшению нелегального оборота. Электронные акцизные марки может и круто, но когда? А сумма в 12 млрд. с большим плюсом – сопоставима или выше совокупных отчислений всех пивоваров или «водкоделов» со своими смежниками. – прим. авт.)
  2. Не сбалансированное ценообразование алкоголесодержащих напитков в совокупности с другими факторами увеличивает степень риска для здоровья нации, связанного с употреблением алкоголя. (Куда уж выше? Только две страны в мире, Украина и Россия, по выводам ВОЗ-2014 имеют наивысшую степень риска от алкоголеупотребления – 5 баллов из пяти возможных. Вот и травится суррогатами народ безбожно.  – прим. авт.)
  3. Это уже не вывод, а результат прогноза и рекомендации PwC. В 2015 году совокупные поступления в бюджет от пивоваров и смежников ожидались меньшими уровня 2014 года на 500 млн. грн при условии отмены 1,5%-го сбора и невведении 5%-го акциза с розницы. Так как 5% таки ввели, то поступления еще уменьшились на 300 млн. До стабилизации и возобновления роста производства дальнейшее увеличение налогового давления на продукт приведет только к уменьшению совокупных поступлений.   

 

Поступления в бюджет Украины от пивоваренной и смежных отраслей

Дефицит бюджету по отношению к ВВП

 

Новомодные слова «пакет» и «платформа» нужно навсегда исключить из лексикона законодателей и регулятора

 

Пояснения:

«Пакет» – куча законопроектов или бесконечный набор крайне чувствительных для бизнеса или народа инициатив сведенных воедино с целью последующего кулуарного обсуждения на фракциях для принятия окончательного решения по голосованию. Там же, торгуются «кому-болючие» правки для достижения консенсуса. Как правило, регистрируются в ночь (желательно поближе к Новому Году). Чтобы не было времени заинтересованным  глубоко вникнуть и долго дебатить. Желательно при этом,  подкрепить «пакет» как бы требованием МВФ-а или корочками Премьера, которые он готов бросить. Характеризуются крайне поверхностным финансово-экономическим обоснованием и многотомностью. Кардинально противоречит Регламенту.

«Платформа» – демократические встречи представителей Регулятора, бизнеса и озабоченных общественных организаций. Характеризуются атмосферой дружелюбия, «безгалстукным» дресс- кодом и особым вниманием к стонам движущихся к очередному «покращенню». ТАМ, РЕГУЛЯТОР СЛУШАЕТ! А вот достойного диалога с отраслями, общественниками и, что очень важно – членами профильных комитетов – там нет. Как нет и общественных советов при МинФине и Комитете по налогам. Зато обязателен обширный PR, фейсбучные отчеты регуляторцев о таких платформо-встречах.

 

Главный вывод PwC с которым нельзя не согласиться: «Непоследовательное регулирование алкогольной отрасли в Украине привело к негативным социально-экономическим последствиям, что говорит о необходимости разработки долгосрочной алкогольной политики державы. (акцизная политика – неотъемлемая ее часть, – прим. авт.)

 

Представляется, что это очевидно для всех. В том числе и Регулятора. Цель куда развиваться – также понятна. Она закреплена подписью Гаранта Конституции под Договором об ассоциации между Украиной и ЕС (см. Приложение ХХVIII к главе 4 «Налогообложение» раздела V «Экономическое и отраслевое сотрудничество»).

 

И при этом, очень хочу ошибиться, но в пояснительной записке Регулятора в разделе о новых ставках будет отражено нечто, близкое к следующему – «дополнительные поступления от увеличения акцизов У2016 при их росте на Х% составят У2015х1,Х. При условии, что объем (У2016) производства останется на уровне 2015 года».

Вот дальше писать скучно, ибо не открою ничего нового. Кроме акциза (около 18% совокупных поступлений пивоваров и смежников), в госбюджет направляются и многие другие налоги. Рост акциза перекладывается на цену для потребителя. Всегда по-разному, но обязательно больше.  На сколько – зависит от того, может ли себе позволить поделиться своей маржой производитель. Сейчас нет. Даже при переизбытке мощностей и очень высокой конкуренции на рынке.

Также, изменится ли покупательная способность. Реальная зарплата уже упала на 16%. Поэтому и здесь оптимизма тоже нет. Все это в совокупности скажется негативно на  эластичности спроса. Продажи упадут. А еще есть и перекрестная эластичность. Это когда акцизы на разные виды алкоголя меняются в разной пропорции. В результате, цена градуса на полке для потребителя по разным видам напитка также виляет в пользу того или другого. И тот, кто идет в магазин чисто «за градусом», а таких подавляющее большинство – станет решать, чем дешевле забыться от ляпоты то такой. А еще – где и у кого купить: в магазине или у соседа.

Все эти коэффициенты эластичности рассчитаны PwC и для Украины. Но они пока не нужны Регулятору. Напишет и ГНЭУ свои замечания: что не учтено падение спроса и состояние отраслей. И выводы аналитиков Комитета к законопроекту, которые готовятся к его рассмотрению, также, скорее всего поддержат ГНЭУ в этой части.

Но, по итогу все решат народные депутаты.  Не верю, что согласятся на 100%-ый рост по пиву. Сойдутся по политическому мотиву, скажем, на 15% в пиве в 2016-и дальше – по тех же 15% ежегодно. Или как-то иначе. Ничего нового. Примитивная и устоявшаяся практика. Вначале «напугать пушкой, а потом ранить из пистолета». Чтобы чувствовал заботу и радовался жизни инвестор.

Предлагаю не особо заморачиваться о величине роста ставок после 2016-го года. Даже, если их закрепят законодательно. Нужно оглянуться назад. Все это в истории уже было. Урядовые топы были разные, более (как сейчас) или менее эффективные. Но среднее и низшее звено не меняется. Стабилен и их подход. Не считаю нужным их увольнять. Наоборот, там очень квалифицированные специалисты. Просто их нужно заставить выдавать обоснованные финансово-экономические расчеты под каждую инициативу. Правильный главный или зам. не должен смотреть проект подчиненных, если не будет убежден алгеброй, а не арифметикой 4-го класса в расчетах экономического эффекта. Тогда и не будет так много проектов, которые отклоняются Радой в зале.

А пока этого не происходит, предлагаю отвлечься и обратить внимание на одно неизменное свойство природы, нас окружающей. Вот, пресмыкающиеся, скажем (в классификации 18-19 в.в. – группа «гады»). Приходит время – и они линяют. Или меняют кожу. С разной периодичностью. Но в обязательном порядке и в осязаемом будущем.

 

 

Что делать и где потенциал нарастить бюджет?

 

  1. Начать диалог Регулятора с производителями и членами профильного Комитета ВРУ (по налогам) для поиска путей стабилизации рынков алкоголесодержащих напитков. Пригласить разработчиков Концепции Алкогольной политики от PwC для согласования параметров акцизной политики на последующую пятилетку.
  2. В законодательном порядке (и это очень просто) ввести запрет на реализацию алкогольных напитков/табачных изделий путем публикаций объявлений в Интернете (за исключением обладателей лицензий на оптовую торговлю) и на оптово-розничных рынках. Сопроводить инициативу крайне высокими штрафами нарушителям. Это самые крупные каналы реализации неучтенного алкоголя и табака. Достаточно загуглить «куплю … дешево».

И не нужно создавать отдельный орган по контролю Иннета. Есть достаточно профессиональных компаний, которые мониторят весь контент. За деньги малые все перешерстят. Вырастут легальные продажи и деньги бюджет дополучит больше, чем сомнительные допоступления от роста акциза.

 

Все цифры и расчеты основаны на данных Госстата и анализе PwC


[1] За 2008-2014 г.г.; PwC, «Консультационная поддержка в разработке проекта долгосрочной акцизной политики Украины для алкоголесодержащих напитков» (декабрь, 2014 г.).

 

Карта сайта